Работа над проектами

Разделы: Физика, Технология


“Если бы мыслительному творчеству можно было учить,
то изобретателей было бы больше, чем сапожников”.

Теодюль Арман Рибо, ХIХ век.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, и эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, то есть, если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет при обучении физики, информатики и электротехники. К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
  • проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам
  • создание ситуаций, при которых учащийся, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.

Работа над проектами на уроках физики

Проекты могут быть различными по своей типологии. Проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться мною с учетом учебной ситуации, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Однако, чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таким образом, происходит вполне естественно интеграция знаний. Например, проблема воздействия невесомости на живой организм, производство электроэнергии и экологическая безопасность, проблема экологии водных ресурсов, искусственные спутники Земли и проблема чистоты околоземного пространства и т.д. Тем для проектов – неисчерпаемое множество. Не менее интересна еще одна форма – создание мини-проекта для повторения пройденного материала.

Я хочу познакомить вас с материалами конкретного урока физики, проведенного в 10 классе “Урок мини-проектов по теме “Механические колебания”, идею которого мне подсказала преподаватель МОУ СОШ № 49 г. Томска Тарасевич Ирина Александровна.

Повторительно-обобщающий урок по теме: “Механические колебания” (2 часа).

Цель: На основе интеграции ваших знаний физики, информатики и ИКТ; при использовании ресурсов компьютерного класса и глобальной сети Интернет подготовить мини-проект по теме.

Отчет группы представить в форме презентации, используя редактор PowerPoint, или сайта.

Темы мини-проектов:

  1. История изучения механических колебаний.
  2. Виды механических колебаний.
  3. Характеристики механических колебаний.
  4. Колебания в быту и технике.
  5. Явление резонанса.
  6. Подготовить рассказ или сказку для младших школьников о механических колебаниях.
  7. Составить и провести тест.
  8. Составить кроссворд, используя редактор Excel.

Конечными целями мини-проекта являются:

  • создание презентации в редакторе PowerPoint по теме мини-проекта

Промежуточные цели мини-проекта можно разделить на два класса:

  • учебные: состоят в накоплении начальных навыков выполнения работ в коллективе разработчиков, практическом знакомстве с ролями и обязанностями разработчиков в проекте;
  • практические: состоят в поиске и накоплении информации по теме мини-проекта, создании конспекта и презентации.

Учащиеся разбиваются на группы, выбирают из пакета заданий свой вопрос, распределив обязанности внутри группы, приступают к работе.

Какими могут быть результаты см. приложения.

Работа над проектами на уроках технологии

Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков, а то и более (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность).

Любое явление природы и любой физический эксперимент можно трансформировать в практически полезную конструкцию. Я думаю, детей нужно не учить изобретательству, а сразу изобретать, используя тот небольшой запас знаний, наблюдений и умений, который есть у каждого школьника. Мы подходим к проектированию как к методу образовательной деятельности, которая ориентирована на интеграцию имеющихся знаний, на их применение и на приобретение новых. При этом ведущая роль принадлежит в большей степени ученику. Включаясь в создание определенных проектов, ребенок получает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности и получает навыки самообразования.

Так по теме текущего урока, используя ранее полученные знания, я предлагаю ребятам для разработки различные технические идеи. Например, использование электрических цепей разного назначения: украшение елки к Новогоднему празднику (проект “Веселый киндер”, проект “Веселые огоньки” Бойкова Димы), моторная лодка (проекты Никитина Антона, Григорьева Игоря), для контроля знаний “Экзаменатор” проект Димы Степанова, “Дорожные знаки” и “Карта полушарий” Малолетко Коли, как осветить и обогреть дом, палатку и т. д. за счет преобразования механической энергии в тепловую и электрической энергии в световую (как результат - проекты “Световая указка” Марахонича Алексея, “Веселый паровоз” Гаврилкина Михаила, “Светомузыкальная указка” Саши Вагнера, “Электрифицированный домик” группы ребят 5-го класса и т.п.), “Пылесос Тайфун” Васильева Руслана и Копылова Дмитрия. Это повышает активность ребят и их интерес к предмету.

Работа над проектами на уроках технологии – это кропотливый труд, в ходе которого ученики сотрудничают и друг с другом, и с учителем, причем за помощью ученик может обратиться в любое время, не остаются в стороне и родители.

Проект может состоять из отдельных частей, например, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, элементы усовершенствования изделий, экономические расчеты и т.д.

Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена другом, родителями, учителем. Проект могут выполнять вместе несколько ребят, но при этом необходимо четко разделить его на части, которые выполняет каждый.

Проект также должен быть направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

Выполнение проекта делится на несколько этапов. За каждый этап выставляется отдельная оценка.

Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования — выбор и обоснование проекта. Идея проекта выбирается после изучения потребности в тех или иных изделиях, возможности изготовления, наличия материала и т.д. Следующим шагом является процесс конструирования и моделирования изделия. Здесь можно использовать модели изделий, увиденных в книгах, на экране телевизора, конструировать и моделировать на основе своих идей.

Вторым направлением организации подготовительного этапа является составление технологической последовательности изготовления изделия.

Технологический этап. Здесь выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом.

На заключительном этапе выполняется рекламный проспект изделия, который включает в себя товарную марку, или лейбл производителя, наименование изделия, его назначение и несколько рекламных фраз, схема или рисунок внешнего вида изделия, производятся экономические расчеты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути реализации изделия. Надо отметить, что на этом этапе ребята максимально проявляют свои деловые качества, фантазию и смекалку.

Защита проекта происходит по всем этапам. К защите должны быть представлены: обоснование проекта, необходимая документация, рекламный проспект изделия, экономический расчет и само изделие.

С появлением компьютерного класса в “Нашей школе” и внедрением информационных технологий в учебном процессе разработка лейбла, чертежей, технической документации и рекламного проспекта проводится на компьютере.

Защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Создается оценочная комиссия, приглашаются все желающие: учащиеся старших классов, родители, учителя.

Порядок проведения защиты проектов:

  1. Представление проектов председателем комиссии (название работ, очередность и условия защиты).
  2. Защита в объявленном порядке:
  • выступление ученика – 3-5 мин;
  • выступление оппонента – 2 мин;
  • обсуждение (выступления присутствующих, вопросы выступающему).
  1. Выступление члена оценочной комиссии с обоснованием оценок.

Таким образом, анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Реализация технологии проектов, метода сотрудничества весьма перспективны при изучении физики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели традиционные методы.

  2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у обучающихся воспитанниках:

  • новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;
  • новых личностных качеств;
  • повышение внутренней мотивации
  1. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных проблемных задач и ситуаций, приучая детей к творческому применению полученных знаний, серьезной самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности во внеурочное время.
  2. Организация и проведение конструкторских проектов и макропроектов требует обоснованного и разумного подхода. Такие проекты не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное. – они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является физика.

Литература:

1. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. //В сб. “Методология учебного проекта” - М: МИПКРО,2000

2. Лущик М.Ф., Одинцова Н.И. Работа над проектами. - Физика, 1998, №44.

3. Третьякова С.В. Темы естественнонаучных проектов. - Физика, 2000, №3.

4. Урок физики в современной школе /Составитель Э.М. Браверман Э.М. под ред. В.Г. Разумовского М: Просвещение, 1993 г.

5. Г.К. Селевко Педагогические технологии. М: Педагогика, 1999 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6