Преподавание русского языка. Урок развития речи "Учимся говорить"

Разделы: Русский язык


Цели:

– научить выступать перед аудиторией;

– развивать умение правильно излагать свои мысли;

– укреплять веру в собственные силы.

Вид: урок-конкурс

Подготовительный этап:

1.Выразительное чтение стихотворений

2.Выступления учащихся.

3.Вопросы

4.Номинации

5.Ситуации.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

– Добрый день! Ребята, у нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока “ Учимся говорить”. Эта тема очень актуальна. Умение говорить ценилось во все века и у всех народов. Учили говорить точно, кратко и выразительно. Мы до сих пор называем греческим словом лаконизм.

– Как различают формы речи?

Речь существует в двух формах: устной (от слова уста-губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим, пользуемся устной формой речи; когда пишем – письменной.

– Какой речью мы пользуемся на уроках?

– Подумайте, какая речь появилась раньше?

– Что такое хорошая речь?

Несложно сформулировать, что такое плохая речь– она нарушает те или иные нормы.

Чаще всего под хорошей речью подразумевают речь правильную, богатую и точную.

– Что такое риторика?

– Можно ли считать слова “ритор”, “оратор” синонимами?

В какой-то момент в Древней Греции греки обнаружили, что умение убедительно говорить – не дар богов, ему можно научиться. Отсюда и очень давно появилась наука об ораторском искусстве – риторика.

II. Конкурс риторов.

Конкурс состоит из 5 туров:

1.Знакомство
2.Выразительное чтение.
3.Публичное общение.
4.Речевые ситуации.
5.Кросс-вопрос.

Коммуникативные знания и умения, специфические для устной речи:

– выразительность;
– богатство речи;
– точность речи;
– лаконизм;
– правильность речи;
– связность речи;
– темп речи;
– основной тон высказывания;
– логическое ударение, пауза;
– громкость;
– язык “внешнего вида”.

I тур. “Будем знакомы”.

II тур. Выразительное чтение стихотворений.

III тур. Публичное общение. (Темы ребята выбирают сами).

IV тур. Речевые ситуации. (Участники должны выбрать ситуацию и дать более подробный ответ)

– Расскажите о пользе спорта.

– Перед вами учителя. Ваши пожелания.

– Какими качествами должен владеть ритор (оратор)?

– Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Укажите причину.

– На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?

– Звоните другу, но телефон взяла его мама. Как вы поступите?

– В вашем классе кто-то пропускает занятия, опаздывает на урок, не читает уроки.

Что вы посоветуете? Как поможете? Объясните, что знание-это сила.

V тур. “Кросс-вопрос”.

Должны состязаться в знании теоретического материала.

За каждый правильный ответ. Засчитывается 1 очко.

  1. Как различают формы речи?
  2. Что такое риторика?
  3. Кто такой оратор?
  4. Чем отличается хорошая речь?
  5. Какая речь лучше, быстрая или медленная, громкая или тихая? ( Ни та , ни
  6. другая: хороша только уместная громкость и естественная скорость, которые соответствуют содержанию речи)

  7. Какой речью мы пользуемся на уроке?
  8. Какая речь появилась раньше?
  9. Обоснуйте свое мнение.

(Предписьменностью была пиктография. Это слово в переводе означает “рисуночное письмо”, т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков. Пиктография напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком. Постепенно система усложнялась. Появились стандартные знаки-иероглифы. (Выцарапали на мокрой глине; клинообразные черточки).

  • Что такое книга?
  • Еще одно название алфавита.
  • Что такое школа?
  • Учитель-это…
  • Время в школе между двумя переменами.
  • Материал в клетку и в линейку для письма.
  • В школе на ней пишут мелом.
  • Какими были первые книги?
  • Символы государства.
  • Что придумали братья Кирилл и Мефодий?
  • Самая неприятная вещь в портфеле для двоечника.
  • По ней чертят в школе.
  • Что можно готовить, но нельзя есть?
  • Школьная письменная работа.

По пройденным темам:

  • Глаголы, которые происходят без действующего предмета.(безл.гл.)
  • Сколько тут глаголов?
  • Сидели белки на ели ели белки из тарелки, а ели глядели, как белки ели.

  • Это часть речи, которая от прилагательного имеет полную и краткую форму (причастие)
  • Это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие (деепричастие).
  • На какие группы по значению можно разделить наречий ( 6 )
  • Какая часть речи не изменяется, как наречие, по родам, падежам, лицам, числам.
  • Назовите служебные части речи.
  • Для чего служат предлоги?
  • Назовите глаголы движения.
  • Определите вид данных глаголов: вспомню – буд.вр.
  • вынул – пр. вр.
    понимаю – наст. вр.

  • Какая часть речи не отвечает на вопросы, не бывает членом предложения.

III. Итог.

Слово предоставляется жюри.

IV. Саморефлексия.

  1. Как ты работал?
  2. Что нового для себя узнал?
  3. Что у тебя сегодня получилось? ( не получилось)
  4. Достигли ли своей цели?
    – раскрыли ли тему выступления?
    – научились говорить по– русски ?

– Как различают формы речи?
– Какая речь появилась раньше?
– Что такое хорошая речь?
– Каким должен быть ритор?

Обязательно должен вызвать реакцию у слушателей, заинтересовать их,– только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.