Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова.
  2. Совершенствовать навык правописания парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова.
  3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание. Развивать самооценку, взаимооценку.
  4. Воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация Power Point; проектор с экраном, компьютеры; магнитные буквы б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, у; книга сказок и загадок (с закрытым названием); на доске – плакат с названием книги “Сказки и загадки”, закрытый по слогам; учебник “Русский язык” 2-й класс (авторы: М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настрой учащихся на работу. Звучит музыкальное вступление из песни “Приходи, сказка”.

II. Введение в тему урока

- Прислушайтесь к чудесным звукам. Эта музыка поможет нам отправиться в необычное путешествие. Я была в библиотеке и взяла волшебную книгу. (Показ книги). Надо узнать, как она называется. Поможете мне?

- Чтоб открыть книгу, нужно выполнить задание. Прочитайте буквы, какая буква лишняя? Почему?

б, в, г, к, п, д, т, ж, ш, з, ф, с, у

- Разделите буквы на группы (ученик работает у доски). Почему разделили именно на такие группы? Какие это согласные? (Парные)

- Эти буквы тесно связаны с темой урока. Может, кто-то догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

- На уроке будем учиться писать и проверять слова с парными согласными на конце и в середине слова.

III.Орфографическая разминка (показ первого слайда)

- Так выглядит первая страница волшебной книги. Герой какой сказки вас встречает? (“По щучьему велению”)

Емеля принёс задание: Прочтите стихотворение и найдите слова, которые рифмуются:

За деревней – луг,
А на грядке – лук,
А по речке – плот,
А на груше – плод.

- Какой звук слышим на конце слов? Какую букву пишем? Почему?

- Вспомните правило проверки написания парных согласных на конце слова. (Показ второго слайда)

IV. Чистописание

- Определите сами, какую букву напишете на чистописании, расшифровав надпись.

2  9  4

б  з  ?

(Буква г)

- На первой строке запишем букву г и её соединения, на второй строке – слова.

Гриб грибок грибочек

- Оцените аккуратность написания.

- Назовите слово, в котором парные согласные стоят в слабой позиции. Какую букву надо проверять? Подберите проверочное слово. Найдите среди записанных слов проверочные.

- Ребята, вы справились с заданиями Емели и получаете первую подсказку. (На плакате открывается первый слог названия книги)

СКАЗ

V. Словарная работа

- Герои какой сказки вас встречают на следующей страничке? (Показ слайда)

(“Колобок”)

- Герои сказки предлагают вспомнить словарные слова, но сначала нужно их отгадать. (Показ слайдов, дети читают вопросы и отгадывают словарные слова).

Корова, сорока, собака, портфель, помидор

На последнем слайде предлагаются картинки всех словарных слов. Учащиеся записывают словарные слова, которые запомнили, при необходимости пользуясь картинным словарём – слайдом.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием, получаете следующую подсказку. (Открываем второй слог названия книги)

СКАЗКИ

VI. Физкультминутка

Дети танцуют под музыкальное сопровождение песни “Приходи, сказка”.

VII. Закрепление

1. Организация работы у доски

- Откроем следующую страничку книги. (Показ нового слайда). Вас встречают герои сказки… (“Репка")

- Они предлагают прочитать слова, записанные на доске и выбрать правильную букву.

реп/бка    бап/бка

дет/дка    внучь/чка

кош/жка   мыж/шка

- Какое слово лишнее? (Внучка) Почему?

- Получаем следующую подсказку. (Открываем слово “и”) 

СКАЗКИ
И

2. Работа над развитием речи.

- Вас встречают герои сказки…(показ слайда) “ Теремок”.

- Назовите их.

- В названиях каких героев сказки есть парные согласные, которые нужно проверять?

Медведь, мышка, лягушка, волк

Дети называют слова и подбирают проверочные.

- Составьте предложения со словами (по вариантам).

Лучшее предложение записываем на доске и в тетрадях.

- Получаем следующую подсказку. (Открываем новый слог на плакате)

СКАЗКИ

И

ЗА

3. Работа по учебнику.

- Откроем новую страничку волшебной книги. (Показ слайда)

- Нас встречают герои сказки… “Лисичка-сестричка и серый волк”.

Они просят открыть учебник на стр. 102, упр. 159.

Устное, коллективное выполнение упражнения. (Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.)

- Получаем следующую подсказку. (Открываем новый слог)

СКАЗКИ

И

ЗАГАД

4. Зарядка для глаз.

5. Работа на компьютерах.

1 группа выполняет диагностический тест по теме, используя ПМК серии "Компьютерное обучение. Школьный наставник"

2 группа – работает с учителем. Списывает первое предложение упражнения 159, подчёркивает вставленные буквы.

Дополнительное задание для учащихся второй группы – на развитие внимания. Каждый учащийся имеет карточку вида:

К Б В Г Д К О Н Д Л Г К В О Т В С Ь П Д Ь Г Б И Д Ж В

Л Г Ж И К Д И Б Ю Т Я В В А П Р Д К Г С Т Ы Г С А К

К Г О Ш В Щ Л Г Т О А В К М Б Д С О Е Д Г К З Т Г

Д Я Ч С К И Р П А Г Ы Ц У В Д К Е Р О Ш Г Н Г К Д Т

Ь М Д Р В Е К Л К Б О Г В С Г К Ц У Д П Р О И К Д Т А

- Выполнить задание: букву Д – подчеркните, букву К – зачеркните, букву Г – обведите в кружок.

- Последняя подсказка. (Открываем последний слог на плакате)

СКАЗКИ

И

ЗАГАДКИ

- Прочитайте название книги. (“Сказки и загадки”)

- Закройте глазки и подумайте, чему учат сказки?

Учитель изменяет название книги на доске (с ошибками)

СКАCКИ

И

ЗАГАДКИ

Беседа о роли сказок.

VIII. Подведение итогов

- Пока мы с вами думали, мечтали, произошло волшебство: что-то в названии книги изменилось.

- Выгоним ошибку. (Исправление ошибок и замена названия на правильное)

СКАЗКИ

И

ЗАГАДКИ

- Ребята, давайте повторим, какое правило помогло проверять слова на уроке?

IX. Рефлексия

Дети оценивают свою работу на уроке при помощи цветовых полосок. (Показ слайда)

X. Домашнее задание.

По уровням на выбор: (Показ слайда)

- выполнить упражнение,
- выписать из сказок 5 слов на правило урока, устно доказать, почему пишется такая буква,
- выписать 5 слов на правило урока и письменно подобрать как можно больше проверочных слов.

Приложение