Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Медовая сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых.

Формировать представления:

  • о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;
  • о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями, пьют нектар, опыляют цветы.

Познакомить с продуктами пчеловодства: мед, воск; их ценными свойствами.

Развивать исследовательскую деятельность детей.

Активизация словаря: пасека, пасечник, улей, нектар, шестиугольники.

Материалы: подбор иллюстраций, аудиозаписей, посуда для чаепития, пчела – игрушка, цветы на полянку, мед, воск, конструктор “Соты”.

ХОД УРОКА

В экологической комнате покрыт стол: стоят чашки с чаем, мед.

Встречает хозяйка комнаты:

- Я вас давно уже жду. У меня в гостях была знакомая, она для вас оставила угощение. Давайте пить чай и пробовать то, что она для нас оставила.

В ходе чаепития выясняем с детьми, чем они угощаются. (Медом)

- А какой мед на вкус? (Сладкий, душистый, приятный...)

- Понюхайте мед и попробуйте догадаться, чем он пахнет. (Травой, лесом, конфетами)

А кто нам мог принести такой гостинец? (Пчела)

Предлагаю детям иллюстрации с изображением пчелы, мухи и стрекозы, других насекомых. Постарайтесь найти на картинках пчелку.

А как вы узнали, что это пчела? (Брюшко пчелки полосатое, одна полоска желтая, а другая черная)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

Очень давно человек заметил, что пчелиный мед-это полезный и вкусный продукт. И он решил пчел приручить. А для этого он нашел красивую полянку в лесу и построил пчелиный город – пасеку.

Как называется город, в котором живут пчелы? (Ответы детей)

- А дома в этом городе назывались ульями. Они были очень удобными и теплыми, пчелки могли в них зимовать.

- Как называется домик у пчелы? (Улей). А если их много? (Ульи)

Рассматриваем иллюстрации с изображением пасеки

В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед.

Я приглашаю вас, ребята, на лесную полянку, представьте, что вы пчелы – одна большая семья.

Звучит песенка “Пчелки” слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Дети под слова песни выполняют соответствующие движения:

С утра проснуться пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,Тому приносят мед.

А еще у пчелок есть жало, через которое они выпускают яд.

Как вы думаете, для чего пчелам жало? (Защищаться от врагов)

Правильно, им они защищаются от врагов, но для человека это не опасно. Укус пчелы лечит больных людей.

Чтобы пчелка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками и громко кричать.

Присядем и отдохнем, а я вам расскажу, как пчелы добывают мед (Рассматриваем картину с изображением пчелы на цветке)

Пчелы имеют длинный хоботок. Они находят цветущие растения и садятся на них. Опускают свой тоненький хоботок вглубь цветка и высасывают из него сладкий сок – нектар.

  Как называется сок, который добывают пчелы из цветка? (Нектар)

У пчелки на задних лапках есть корзиночки, в них она складывает пыльцу с цветов.

А вы знаете, как пчелки помогают растениям? (Ответы детей)

Правильно, пчелки переносят на своих лапах пыльцу от одного цветка на другой, они их опыляют и от этого растения дают семена и плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды на яблони, вишни и других цветущих растениях.

А еще пчелки в своих домиках строят себе квартиры из воска. Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Эти квартиры называются соты.

Предлагаю взять в руки воск и рассмотреть его, помять, понюхать.

Какого цвета воск? (Желтого).

Какой материал на ощупь?

Мягкий или твердый?

У меня есть настоящие пчелиные соты, их даже можно пожевать (дети делятся впечатлениями).

Соты строят из шестигранников или по-другому их называют шестиугольниками. А почему их так называют? (В фигуре есть шесть сторон и шесть углов)

- Для этого я вам приготовила конструктор, надо отобрать нужные детали и соединить их. Что получится? (Дети отвечают и самостоятельно строят соты из конструктора, подбирая форму и цвет)

Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)

Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека, Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты.

Предлагаю детям игру “Паутина жизни”:

Каждому ребенку дается эмблема, на которой изображены: человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед. В руках ведущего клубок ниток. Ведущий начинает рассказывать сказку: “Человек очень любил мед. Он построил для пчел домики-ульи. В домики поселились пчелы. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, приготовили вкусный мед и угостили человека”.

Вот, ребята, мы с вами и построили паутинку жизни – человек помогает пчелам, ухаживает за ними, оберегает в морозные дни. А пчелы за это благодарят человека, одаривают его своим вкусным продуктом. Чем пчелка одаривает человека? (Ответы детей)

Посмотрите, опять наша пчелка прилетела и бочонок с медом принесла – это ее подарок. Чай с медом пейте и никогда не болейте!