Тема урока: "Условия плавания тел"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • изучить условия, влияющие на положение тела в жидкости;
  • развивать умения практически определять силу тяжести и Архимедову силу, умения решать задачи по данной теме.

I. Постановка цели, интересные факты, актуализация опорных знаний.

Историческая справка №2, №4

Работа змейкой.

  • Какие мы знаем силы?
  • Сила трения –
  • Сила упругости –
  • Вес –
  • Сила нормального давления -
  • Сила тяжести, это…
  • Формула (к доске)
  • Изобразить. Куда направлена?
  • Архимедова сила –
  • Формула (к доске)
  • Изобразить. Куда направлена?
  • Где действует эта сила?
  • От чего зависит сила Архимеда?
  • Зависит ли сила Архимеда от плотности тела? (НЕТ)
  • Различается ли Архимедова сила, если тело целиком или частично погружается в воду?
  • Как объём тела зависит от массы и плотности? (формула)

II. Сегодня нам необходимо выяснить условия, при которых тело будет плавать или тонуть. Вспомним, что такое равнодействующая сила и как её найти. (Пример с перетягиванием каната.) А куда будет двигаться тело, если силы равны? Ещё раз вспомним, какие силы действуют на тело в жидкости. Сформулируем условия плавания тел:

  • Сила тяжести больше… (записать в тетрадь)
  • Сила тяжести меньше …
  • Сила тяжести равна силе Архимеда…

Познакомимся ещё с одной силой. Подъёмная сила это – сила, с которой тело поднимается вверх. Как её найти …

F(под.) = F (Арх.) - F(тяж.)

III. Практическая работа

IV. Закрепление. Решение задач.

а)Качественные вопросы.

б)Весёлые задачи от Григории Остера.

По уровням (I, II, III уровень)

I. Задачи на определение архимедовой силы (№632), на условие равновесия (дана Арх.сила и сила тяжести).

II. На определение подъёмной силы (№635)

III. Усложнение (№638-640) В.И.Лукашик, Е.В.Иванова Сборник задач по физике.

V. Оценки. Домашнее задание (с комментариями). Подведение итогов.

Составить одну задачу на любой уровень.

Историчеcкая справка

Бланк для практической работы

Веселые задачи.

Качественные вопросы и задача