Внеклассное мероприятие по математике по теме: "Путешествие в царство математики". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным”.

(Паскаль)

Цель: Привитие интереса к математике. Воспитание коллективизма и ответственности.

Конспект занятия

Перед путешествием ребята “покупают” путевки для путешествия. (Решают задачи в математической кассе. За это получают путевку, в которой высказывания великих людей о математике).

3 туристические группы рассаживаются.

На доске показаны города.

Учитель: Сказать слова Паскаля.

- Сегодня, ребята, мы впервые совершим “путешествие в мир занимательной математики”. Занимательное начинается сразу. Вы ведь хотите знать, что сегодня будем делать? Ваше “путешествие” будет в мир занимательной математики” необычным. Вы будете путешествовать на различных видах транспорта, вы будете встречаться с различными обитателями царства математики. Узнаете много нового и покажите нам, что вы знаете, проявите себя, покажите какие дружные, смекалистые и умеете соревноваться.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим маршрут путешествия. ( чья команда лучше и быстрее справится с заданием).

Группы определяют маршрут путешествия.

(231 – 57х3)х0

68 – (29 + 38)

6х(24 – 23)

50 + 6х2

50+6х2

Решить на чем поедем (для этого решают задачу)

Из Москвы в Санкт-Петербург на “Volvo” предприниматель Вася.

Навстречу в то же время на велосипеде поехал доцент Иван Петрович.

Кто из них момент встречи был ближе к Москве? (одинаково).

Учитель:

Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь,
Помни все в твоих руках.

Встречает их Знайка.

- Здравствуйте, ребята. Вы попали в город Великих математиков. Это город – музей, где собраны портреты великих математиков, их труды, книги о них, старинные задачи и книги об истории математики.

(показать книги, рассказать о них).

Конкурс. Каких математиков великих знаете? (показать портреты).

Рассказ о женщине – математике С.В. Ковалевской (1850 г.-1891 г.)

Помогают Знайке Справочник и Толковый словарь.

Продолжаем путешествие.

Село веселых цифр.

Определяем на чем поедем.

Из двух селений на встречу друг другу выехали 2 велосипеда: первый со скоростью 20 км/ч, второй – 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 часа до встречи? (70 км.)

Учитель:

Натуральное число
В арифметику вошло,
Тайн немало принесло.

К ребятам выходят цифры. Разыгрывается сценка.

Ведущий.

Вот это Ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый Ноль
Соседке Единице:
“С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице”.

Ведущий.

Она окинула его сердитым
Гордым взглядом:
“Ты, Ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом!”

Ведущий. Ответил Ноль:

“Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы можем, если захотим,
Составить 30, 40.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет 100,
Из двойки - целых 200!”

Ведущий. Без цифр никак не обойтись! Все они очень важны и нужны !

Цифры не только можно использовать для счета, но и Весело и интересно проводить время.

Игра “Не собьюсь!” Участник должен сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся и оканчиваются на 3, говорить: “ Не собьюсь!”

Например, 1, 2, не собьюсь, т. д.

Конкурс “Допиши, как можешь”.

На доске несколько рядов чисел. Нужно заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа:

2, 3, 4, 5, 6, 7, …

10, 9, 8, 7, 6, 5, …

5, 10, 15, 20, 25, 30, …

9, 12, 15, 18, 21, …

8, 8, 6, 6, 4, 4, …

3, 7, 11, 15, 19, 23, …

9, 1, 7, 1, 5, 1, …

4, 5, 8, 9, 12, 13, …

25, 25, 21, 21, 17, 17, …

1, 2, 4, 8, 16, 32, …

Подводятся итоги. Ребята продолжают путешествие.

Полустанок Куринных ножек.

Звучат частушки Бабы-Яги из мультфильма “Летучий корабль”.Чтобы попасть в гости к Бабе- Яге , нужно решить задачу:

Ступа Бабы-Яги летит со скоростью 60 км/ч. Кощей Бессмертный пригласил в гости Бабу-Ягу к 6 часам вечера. Успеет ли она вовремя, если расстояние от избушки до замка Кощея 110км.и вылетит она в 4 часа вечера?

Выходит Баба-Яга. “Я в своей избушке на Курьих ножках завела сказочных животных. Все они, кроме двух – говорящие коты, мудрые совы, остальные – усатые тараканы. Сколько обитателей в моей избушке?” Ученики думают.

Баба-Яга : “Какие вы умные, сообразительные. Скучно мне иногда в избушке. Хоть вой. А ну-ка развеселите-ка меня. ( номера самодеятельности).

Баба-Яга: “На славу вы меня повеселили. Счастливого вам пути.”

Замок Сказок.

Определяем на чем поедем.

Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 километров.

С какой скоростью бежала каждая лошадь? (тоже по 15 км/час).

Учитель:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ребята здесь живет сама Царица Математики.

Царица Математики: Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, что вы здесь собрались. Кто из вас любит математику? А кто учится из вас на 4 и 5? Какие вы молодцы!

Давайте проверим, как вы знаете математику:

  1. Аукцион “Назови геометрическую фигуру”.
  2. Назовите самое маленькое натуральное число.
  3. Назовите самое большое натуральное число.
  4. В каких профессиях она нужна? (вывод: почти во всех).

Ребята, а вы любите сказки? У меня их много! (прочитать некоторые математические из них).

Ребята зачитывают свои придуманные математические сказки.

Царица Математики: Как все здорово! Какие молодцы!

Отправляясь домой, я пожелать вам хочу: “Любить математику, учить её, читать о ней. И тогда она отплатит вам за это. Она будет помогать вам в жизни постоянно.

Подводятся итоги путешествия .Царица математики раздает памятные призы.

Математическая касса

1. Нина живёт к школе ближе чем, Вера, а Вера ближе, чем Зоя. Кто живёт ближе к школе - Нина или Зоя? (ближе живёт Нина).

2. Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом. (Захар либо ниже Олега, либо равен ему).

3. Кто назовёт 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дни недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4. клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, дин кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (один кролик был куплен в клетке).

5. Два отца и два сына съели три апельсина. Поскольку съел каждый из них? (по 30 минут).

6. 6 штук картофеля сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилось одна штука? (за 30 минут).

7. На столе лежали 3 конфеты в одной кучка, 2 матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это получилось? Сколько человек брали конфеты? (3 человека: бабушка, мать и внучка).

8. Если Маня вышла в школу на 2 минуты раньше Клавы, а Клава – на 2 минуты раньше Зои, то кто вышел позже, Маня или Зоя, и на сколько минут? (Зоя на 4 минуты).

9. Одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (гриб).

10. Под двумя дугами два яблока с кругами, Что это такое? (брови, глаза).

11. Шестиногая на потолке, а восминогий ждет ее в уголке. Кто это? (муха и паук).

12. Четыре ноги, рыло свинячье. Сто иголок несет, а шить не умеет. (еж).

13. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое? (подушка).

14. У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком здесь говорится?  (о рыбках и чешуе).

15. Пятеро волов одним плугом пашут, белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет.

Что это за пять волов и что это за плуг? (пять пальцев пишут ручкой).

16. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье? (четверо).

17. Кто становится выше, когда садится? (собака).

18. Что становится легче, когда его наполняют? (резиновый шарик).

19. Сколько ног у жука? (6 ног).

20. Сколько ног у паука? (8 ног).

21. Стоит дуб, полон круп, пятачком прикрыт. (голова мака).

22. Пара лошадей пробежала 20километров. Поскольку километров пробежала каждая лошадь? (одинаково 20 километров).

23. Сам верхом, а ноги за ушами. (очки).

24. Двадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы).

25. Что будет делать ворона, прожив три года? (будет жить четвертый).