Урок русского языка в национальном классе. Части речи. Повторение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: закреплять и систематизировать знания о грамматических признаках существительного, прилагательного, глагола; развивать умения распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте; устанавливать связь между данными частями речи; способствовать формированию грамотного и красивого письма; развивать речь учащихся; способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: физическая карта России; фигурки детей в национальных костюмах (рус.нар., тат.нар., якут.нар.); таблички с именами: Маша, Ваня, Айзиряк, Ильхам, Вайда, Айхал; плакат с пословицей “Народная дружба и братство дороже любого богатства”; таблицы по теме “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”; открытки с изображением ракушки, тюбетейки, снеговика; нарисованные детьми; конверты, магнитофон, грамзапись со спокойной музыкой; раздаточный материал (опорные слова для написания сочинений):

Для тех, кто будет писать от имени Маши или Вани.

Солнце, жаркое, продолжительное, зима, лето, короткая, выпадает, осадки, бывают, ветры, сильные, суховеи, ковыль, цветёт, тюльпаны, ирисы, красивая, трава, животные, бегуны, быстрый, спасаться, враги, бег, птица, степная, дрофа, посёлки, лисы, волки, обитают, степные, зайцы, виноград, арбузы, дыни, растут, выращивают, сахарные, ароматные.

Для тех, кто будет писать от имени Вайды или Айхала.

Сентябрь, начинается, зима, падает, снег, солнце, согревает, крепчают, морозы, середина, наступает, дуют, полярная, ветры, ночь, сильные, длинная, неделя, бушуют, вьюга, мелкие, промерзают, дно, реки, термометр, показывает, лето, тундра, прилетают, оживает, гуси, утки, лебеди, короткое, прохладное, круглые, день, сутки, карликовая, берёза, морошка, голубика, брусника, насекомые, комары, мошки, слепни, лезут, нос, рот, глаза, бедствие, белые, олени, совы, куропатки, лемминги, настоящие.

Для тех, кто будет писать от имени Айзиряк или Ильхама.

Леса, густые, хвойные, полумрак, ель, пихта, сосна, лиственница, берёза, осина, находят, густой, зелень, звери, птицы, заметишь, строят, гнёзда, поселяются, дупла, норы, делают, лисы, волки, живёт, медведь, крупный, лось, отдельные, животные, подлежат, охрана, создано, заповедники, охота, запрещена, корм, укрытие, богатство, край, богатые, полезные, ископаемые, залежи.

Ход урока

1. Орг. момент.

Наш урок, мне хотелось бы начать со строк из стихотворения С. Я. Маршака “Почта”.

Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти-
Оно пробежит, Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.

Да, для писем не существует границ и для дружбы их существовать не должно.

А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус и вы узнаете с каким ещё непосредственно словом связано слово “дружба”.

/учащимся предлагается ребус, в котором зашифровано слово “мир”/

2. М/ч. м и р мир

Почему я одно и то же слово написала по - разному? Как вы думаете?

/В первом случае, каждая буква живёт в отдельном своём мире и поэтому здесь создаётся впечатление, что между ними нет крепкой дружбы. Во втором же случае – они протянули “руки” друг другу и встали рядом, поэтому мы можем сказать, что в данном случае они дружат между собой и их “мир” никто не разрушит. Также может быть и у людей, живущих на нашей планете./

Пропишите.

3. Беседа.

Наша страна занимает огромную территорию. Её границы раскинулись на 9000 км с запада на восток и примерно на 5000 км с севера на юг. Каждый из нас сопричастен к этой великой земле. В любом уголке нашей страны (да и вне её) мы можем иметь хороших и верных друзей.

Сегодня на уроке мы с вами должны помочь нашим героям познакомиться друг с другом и “завязать” между ними дружбу. А зовут их: Айзиряк и Ильхам, Маша и Ваня, Вайда и Айхал.

- Как вы думаете, где они живут? (Маша и Ваня – в России, Айзиряк и Ильхам – в Татарстане, Вайда и Айхал – в Якутии. Учащиеся находят на физической карте России их местожительство и прикрепляют фигурки детей к карте.)

- Хотя и расстояние между ними большое, но правильно в народе говорят “Народная дружба и братство дороже любого богатства”

- В чём заключается смысл этой пословицы? Запишите её, пожалуйста.

- А как можно дружить, если они живут далеко друг от друга? (звонить, писать письма, общаться по интернету, ездить друг к другу в гости)

- Вот сегодня, мы с вами и попробуем написать письма от их имени, где они познакомятся и немного расскажут о своей родине. У вас было домашнее задание нарисовать открытки и повторить всё, что мы с вами прошли о частях речи.

- Кто из вас нарисовал ракушки? Вы будите писать письма от имени Маши и Вани.

- Кто нарисовал тюбетейку? Вы будите писать письма от имени Айзиряк и Ильхама.

- Кто нарисовал снеговика, тот пишет письма от Вайды и Айхала.

Но перед тем, как начать писать письмо давайте вспомним:

  • Что такое текст?
  • Сколько частей должно быть в тексте?
  • О чём идёт речь в 1 части? во 2 части? в 3 части?
  • Какие части речи можно встретить в тексте?
  • Что вы знаете об имени сущ.?

/на доске появляется таблица, относящаяся к этой теме/

- У вас на партах лежат листочки со словами. Читаем эти слова и выписываем им.сущ., которые могут пригодиться при написании письма.

Сам .раб.

Проверка.

- С какой частью речи связано им.сущ.?

- Что вы знаете об им.прил.?

/на доске появляется таблица, относящаяся к этой теме/

- Обращаемся опять к нашим листочкам. Находим и записываем в тетрадь им.прил., которые вы можете использовать в своём письме.

Сам .раб.

Проверка.

- Какая ещё часть речи нам дана на листочках?

- Что вы знаете о глаголах?

/на доске появляется таблица, относящаяся к этой теме/

- Выпишите подходящие для вас глаголы.

Сам. раб.

Проверка.

- Все устали и незаметно пришло время для отдыха, давайте отдохнём и посмотрим, кто ещё живёт в России.

4. Физ. мин.

Раз, два, три, четыре!
Кто живёт в моей России? (хлопки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать: (постучать в кулачки)
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна! (махи руками)

- А сейчас давайте заглянем на минутку в тундру.

Руки подняли вразлёт-
Появился самолёт.
Мах крылом туда - сюда,
Делай раз и делай два.
Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки подняли вразлёт -
Появился самолёт.
Полетели, полетели
И на место сели.

5. Сам . раб. А сейчас нам нужно собраться, вспомнить всё, о чём говорили, и начать писать письмо. Не забудьте, что в письмах мы знакомимся и пишем их от имени наших героев.

6. Проверка. У многих письма уже готовы. Есть ли среди вас ребята, которые хотели бы, чтобы их письма зачитали. /прочитывается несколько писем/

7. Под следующие слова учителя учащиеся подходят к карте и прикрепляют свои письма рядом с тем героем, которому они его адресовали:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…?
Это он,
Это он,
Наш российский почтальон.
У него сегодня много
Писем
В сумке на боку –
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.

8. Итог. Как приятно получать письма и знать, что в разных уголках России о тебе знают и хотят с тобой дружить. “О друзьях должно помнить не только в присутствии, но и в отсутствии” - говорит одно изречение. Поделившись в письме радостью со своим другом, вы тоже доказали это. Дружат представители разных народов. Ведь не важно, какой ты национальности, главное, что все одинаково восторгаются красотой природы, читают одинаковые книги о добре и всегда готовы придти на помощь.