Использование компьютера при формировании вычислительных навыков на уроках математики в 3-м классе (1–4)

Разделы: Начальная школа


Введение

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, игровых приставок, техники со встроенными компьютерами и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Считаю, что, начиная учиться в школе, ребенок может почувствовать определенный дискомфорт. Я согласна с программистом ЦНИТ Калининградского государственного университета В. И. Варченко, что низкая технологическая оснащенность школы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя педагогов искать, более современные, средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально-развитых стран, и является компьютер.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Проблемой формирования вычислительных навыков на уроках математики я занимаюсь 8 лет, но использование компьютеров при работе над этой темой - третий год, читала доклад по данной теме на МО учителей начальных классов школы, давала открытые уроки. Результаты моей творческой деятельности отражены в данной работе.

В связи с этим я ставлю следующие цели и задачи использования компьютера при формировании вычислительных навыков:

1. Осуществление индивидуально-личностного подхода в обучении школьников.

2. Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления.

3. Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Глава I.

Психолого-педагогические аспекты использования компьютера в начальной школе.

Гумманизация образования ставит в центр внимания школы приоритет учащегося, его интересы. Ребенок должен активно включаться в процесс обучения, и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной задачи заложены в использовании компьютера в начальной школе.

Этот процесс, его возможности и закономерности еще не в достаточной степени исследованы психологами, педагогами, методистами.

Необходимость использования компьютера в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов.

Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий часто остаются невостребованными из-за неготовности нашего мышления к освоению и использованию законов и логики мира компьютеров. Возникает противоречие между обоснованным опасением передозировки компьютеров в начальной школе (или наоборот, полным отсутствием компьютеров) и необходимостью формирования основных логических структур мышления, которое, по утверждению психологов, наиболее благоприятно именно в этом возрасте.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность.

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

Как показали психологические исследования Н. Ф. Добрынина, важно на уроке периодически менять виды работы школьников, тогда и не наступит большого утомления. Следовательно, разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение.

Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. “В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие”. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование компьютера на уроках в начальной школе.

Внедрение компьютеров в формировании вычислительных навыков, на мой взгляд, перспективно, так как:

  • повышает эффективность проведения урока;
  • организует режим индивидуального опроса;
  • усиливает интерес учащихся к уроку.

Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий часто остаются невостребованными из-за неготовности нашего мышления к освоению и использованию законов и логики мира компьютеров.

Глава II.

Возможности использования компьютера при формировании вычислительных навыков в 3 классе (1-4)

1. Роль и место использования компьютера при формировании вычислительных навыков.

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразия в ее организацию. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.

Я хочу рассказать о своем опыте использования компьютера в начальной школе при изучении данной темы в 3 классе(1-4).

Я не случайно пришла к этой проблеме. В 1 классе факультативно велся курс развивающих игр на основе безкомпьютерного изучения начального курса информатики, на котором дети решали задачи и упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. В начале 2 класса был произведен опрос учащихся, в ходе которого было выявлено, что 10 человек имеют дома персональные компьютеры, но на вопрос как они их используют, ответ был такой: “Играем в “стрелялки”. И тогда я решила показать возможности компьютера и научить пользоваться им в учебных целях.

Со 2 класса факультативно начальный курс информатики начала вести учитель информатики. Обучение пошло успешно. На ее занятиях дети познакомились с клавиатурой, “мышью”, с работой в системе Paint, научились управлять объектами на мониторе. Преподавание было построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”.

В школе имеется 6 компьютеров, занятия проводятся в кабинете информатики. Трудность заключается в большой загруженности кабинета.

Опросные программы работают в двух режимах: контролирующем и тренажерном. В первом режиме при неверном ответе ЭВМ выдает правильный ответ, а во втором – наводящий вопрос или вторую попытку для ответа.

На данном этапе ЭВМ использую на уроках при:

  • закреплении и повторении пройденного;
  • проведении контрольных тестов;

в дальнейшем происходит использование компьютера и при объяснении нового материала.

На уроке для формирования вычислительных навыков в процессе проведения устного счета, закрепления и повторения, проверки знаний я работаю с одной группой, ученики другой группы в это время работают на компьютере, под руководством учителя информатики. В конце ответа на экране появляется оценка. По окончании этого этапа урока ученики называют оценки, которые им поставил компьютер, для занесения их в журнал. Затем группы меняются местами.

Самостоятельная работа проводится в двух вариантах: первый – аналогичен описанному выше, во втором - к ЭВМ выходят ученики, быстрее всех справившиеся с выполнением задания. Распределение контролирующих функций между учителем и ЭВМ повышает интенсивность проведения урока, увеличивает количество опрошенных. Нагрузка на учителя снижается. Следует здесь же заметить, что ученики более охотно отвечают компьютеру и если ЭВМ ставит им “2”, то горят желанием, как можно скорее ее исправить.

Всем известны проблемы обучения, ориентированные на “среднего” ученика. Сильный ученик не получает должной нагрузки и у него снижается мотивация, а слабый – в силу обратной связи постоянно информируется о своих неудачах, и у него вырабатывается негативное отношение к школе, к учебе. Ученики, потерпевшие неудачу, проходят обучение менее успешно, теряют веру в себя, становятся более ранимыми в эмоциональном плане.

А если еще довести до сведения учащихся их распределение по уровню успеваемости, то это не может не действовать как средство наказания. С целью избегания этого был введен дифференцированный опрос на компьютере. Сильные учащие получают более емкое, сложное задание, и оценки им выставляются строже, что заставляет их не останавливаться на достигнутом и создает стимул к учебе. Слабым ученикам компьютер выдает меньшее число заданий и оценивает их соответственно.

Проведя наблюдения и исследование работ учащихся, я составила “Диаграммы успеха” класса при работе на компьютере. Они выглядят следующим образом:

Начало года

Середина года

Конец года

Если слабый ученик хорошо справляется со своей программой, его можно перевести на более сложную и наоборот. В таких случаях стоит только поменять вариант. При ответе у доски это было бы невозможно.

2. Тесты, как форма контроля вычислительных навыков.

В последнее время популярной стала такая форма контроля, как тесты. Тесты обладают целым рядом положительных характеристик:

- быстрота проверки выполненной работы,

-оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможности проверки усвоения теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы.

“Под тестом по математике мы понимаем некоторую совокупность стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса”.

В работе учителя начальной школы тесты могут выполнять пропедевтическую функцию (как одна из форм контроля, внедряемых в базовую школу)

Наиболее распространенный в практике тестирования тест с выбором ответа. В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора из них правильного. Причем при составлении тестов я учитываю типичные ошибки учащихся. В основном с помощью тестов этого вида проверяю сформированность определенных способов действий.

Я считаю, что тесты выполняют важную функцию, приучая учащихся к самоконтролю. (См. Приложение № 1)

Следующий вид тестов – тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нем предлагается лишь два ответа для выбора – “да” и “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответа. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы, отличать верное утверждение от неверного. (См. Приложение № 2)

И третий вид тестов на заполнение пропусков в истинном утверждении.

Такого вида тесты помогают учителю получить информацию о качестве формирования речевой математической культуры учащихся и уровне овладения математическим аппаратом, т. е., цели проверки могут быть комплексные (см. Приложение № 3)

Я использую в своей работе по формированию вычислительных навыков разные виды тестов.

Считаю, что тесты приемлемы для контроля вычислительных навыков при работе с компьютером.

Еще один “плюс” использования компьютера при тестировании – это экономия бумаги, экономия времени на проверку, т. к., это делает компьютер.

Однако, в силу своих недостатков, тесты не могут служить основной формой контроля.

3. Межпредметные связи.

Детям очень нравится выполнять задания, направленные на формирование вычислительных навыков с нематематической информацией. Это один из приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма из записи самая разнообразная:

- цепочки примеров,

- простые и с разветвлением таблицы,

- магические квадраты,

- удивительные квадраты по сложению и умножению,

- блок-схемы,

- программы ЭВМ.

На занятии учащиеся выполняют разнообразные математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме тестирования, которое происходит при помощи компьютера (см. Приложение № 4), что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. Нельзя не согласиться с мнением профессора С. П. Баранова, что при соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не загружают детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет создания интереса к учению и повышению познавательной активности.

При разнообразной подаче математического задания и информации, а также эмоциональном воздействии на детей дополнительные сведения способствуют повышению познавательной активности, так как в предлагаемых заданиях:

во-первых, заложена смена деятельности детей (они слушают, читают, говорят, составляют примеры, решают их и записывают результаты), а во-вторых, дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствуют общему развитию и побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое – одна из воспитательных целей этих заданий. А компьютер способен выполнить роль уникальной наглядности, способной на высоком эмоциональном подъеме формировать стремление узнавать новое.

4. Использование компьютера при изучении табличных случаев умножения и деления.

Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения и деления одна из основных и сложных тем начального курса математики. Без строгого и правильного восприятия табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.

Приведу несколько фрагментов уроков по изучению данной темы, на которых я использовала компьютер (см. Приложение № 5)

Заключение

Следует ли детям использовать компьютеры в школе?

Многие педагоги отвечают на этот вопрос утвердительно.

Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, что все большее число людей и чаще сталкиваются с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

“Часть людей считает, что компьютер представляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Другие считают, что все – и дети, и взрослые – должны научиться осуществлять контроль над машинами, не дожидаясь того момента, когда они начнут управлять нами. С точки зрения этой группы людей, компьютерная грамотность есть не что иное, как средство защиты”

Центральным аргументом в пользу использования компьютера при обучении младших школьников является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить всех детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

Общение с ЭВМ дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление.

Имеющийся опыт показывает, что компьютер естественно вписывается в жизнь ученика и учителя начальной школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Сочетая в себе разнообразные достоинства, он может оказаться в ближайшее время очень важным средством для обучения современных детей, каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Надеюсь, мои рекомендации и разработки помогут в творческой работе учителям начальных классов.

Литература.

  1. Т. Н. Алешина, Н. В. Савинцева “Тесты как форма контроля”. // Начальная школа 1992, № 4 стр. 42.
  2. С. П. Баранов “Виды образовательных задач на уроке” // Начальная школа 1989, № 12.
  3. В. И. Варченко “Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе”// Начальная школа 1997, № 10 стр. 92.
  4. В. А. Крутецкий “Основы педагогической психологии” М., “Просвещение” 1972.
  5. “Возрастная психология”. Курс лекций под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. “Просвещение”, 1965, стр. 144.