Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Творительный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

3. Воспитывать любознательность, интерес к работе.

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина

2. Карточки с названиями улиц, падежей, окончаний

3. Рисунок города

4. Индивидуальные карточки с заданиями

Ход урока

Орг. момент.

Ребята, задача нашего урока - открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Урок проведём в форме путешествия в город Склонений.

- Назовите героев сказки (на доске иллюстрации)

- Молодцы! Значит языковым материалом будет служить произведение А.С. Пушкина “Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях”

- У каждого города есть свой пригород. Сейчас мы окажемся на одной из улиц пригорода.

- Прочитайте

“СЛОВАРНАЯ”

- Я читаю отрывки из сказки. Ваша задача: найти и записать словарные слова в начальной форме, подчеркнуть букву, которая обозначает безударный гласный в корне, определить склонение существительных.

а)

Царь с царицею простился.
В путь дорогу снарядился.

б)

Семь торговых городов
Да 140 теремов.

в)

И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…

г)

“Что, Соколко, что с тобою?
Ляг” - и в комнату вошла…

д)

Подождать она хотела
До обеда, не стерпела…

е)

И беседу продолжая,

В путь пускаются обратно.

- Проверим работу. (ученик читает слова, называет безударный гласный,склонение) Оцениваю. Каждый ученик сверяется и ставит оценку на полях.

- Перед нами ещё одна пригородная улица. Читаем

“ПАДЕЖНАЯ”

- Сколько всего падежей?

- Поставьте по порядку карточки с падежами (1 ученик)

-Как называли братья царевну?

- Сестра

- Просклоняйте данное слово (по одному ученику у доски)

  • И. п. сестра
  • Р. п. сестры
  • Д. п. сестре
  • В. п. сестру
  • Т. п. сестрой
  • П. п.о сестре

-Что заметили?

- В каких падежах окончания одинаковые?

- Как различить эти падежи? (по вопросу и предлогу)

- Почему творительный падеж выделен другим цветом?

- (Сегодня мы будем работать с творительным падежом)

- Верно, ребята. Сформулируйте тему урока

- (Творительный падеж имён существительных)

- Берём Т. п. с собой в путешествие и, отправляясь на 1 центральную улицу, вспомним предлоги у существительных в Т. п. Они нам могут пригодиться.

(ребята называют предлоги, я прикрепляю карточки на доску)

- Итак, мы на улице “1 СКЛОНЕНИЕ”

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Читаю отрывки. Ваша задача: выбрать слова, которые относятся к 1 склонению

Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.

- Т. п ждёт, когда вы поставите слова рядом с ним, вопросы устно.Запишем на доске и в тетради.

Т.п. невестой, зарёй, дядей.

Докажите, что безударные окончания написаны верно.

(подберём слово в том же падеже,того же склонения, но с ударным окончанием: зарёй, сестрой)

- Сделайте вывод

(Безударные и ударные окончания пишутся одинаково)

- Молодцы!

Следуем на 2 центральную улицу. Прочитайте

“2 СКЛОНЕНИЕ”

- Обратите внимание на иллюстрации. Назовите слова, которые относятся ко 2 склонению.

(лес, Елисей)

- Докажите.

- Составьте словосочетания с существительными в Т. п.

- Запишите в тетради

Мчатся над лесом…

Едет с Елисеем…

- Докажите правильность написания окончаний в безударном положении.

(Дети подбирают слова с ударным окончанием: конём, веретеном, окном)

Сделайте вывод о правописании безударных окончаний.

- Обратите внимание! Творительный падеж предупреждает о том, что на следующем уроке вы узнаете о важных моментах в написании окончаний после шипящих и ц.

- Т. п. доволен вашей работой и вот мы уже на 3 улице города

“3 СКЛОНЕНИЕ”

- Сколько нас встречает имён существительных 3 склонения! Прочитайте.

(царь, даль, день, жизнь, печаль)

(дети замечают лишние слова)

- Почему вы не согласны с написанным?

(Царь, день – слова 2 склонения)

- Докажите. (убираю лишние слова)

- Придумайте предложение о том, как смотрел пёс после смерти девушки на возвратившихся домой братьев, используя данные слова.

(С печалью, с грустью смотрел пёс на хозяев.)

- Запишем предложение в тетради и на доске. (1 ученик)

- Найдите существительные в Т. п. С каким предлогом употреблены? Выделите окончание.

- Вот и побывали мы с Т. п. на 3-х центральных улицах. Что вы открыли для себя?

- (Окончания у существительных 1 склонения в Т. п. -ой, -ей сестрой, Чернавкой, дядей.

Окончания у существительных 2 склонения в Т. п. -ом, -ем веретеном, зеркалом, полем.

Окончания у существительных 3 склонения в Т. п. -ю печалью

Безударные окончания пишутся так же, как и ударные)

- Выезжаем за город.

Улица “ЗАКРЕПЛЯЙКИНА”

- Здесь мы будем закреплять изученный материал. Прочитайте отрывки из сказки. Выпишите с комментированием словосочетания с существительном в Т. п. Докажите правильность написания окончаний

а)

Правду молвить молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.

б)

Царица злая
Ей рогаткой угрожая.
Положила-иль не жить,
Иль царевну погубить…

в)

Оно, соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось.

г)

Только месяц показался,
Он с мольбой помчался.

- Существительное какого склонения не встретилось в задании? Придумайте словосочетание с существительным 3 склонения, запишите. (смотрела с грустью)

- Итак, последняя загородная улица: “САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ”

- Прочитайте запись вслух. Что это?

(текст)

Ч…рна…ка п…шла (с) ц…ревн… (в) лес. Св…ла девушку в глухую даль.

Ц…ревна дог…далась и до смерт… испугалась.

- Какие орфограммы встретились вам?

- Спишите:

  • 1 ряд -1 предложение
  • 2 ряд - 2 предложение
  • 3 ряд - 3 предложение

- Определите у существительных падеж, склонение, выделите окончания.

(проверка)

- Вот и последняя улица позади. Т. п. очень доволен вашей работой и говорит:

- С тем, - заявил Творительный, -

Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- А к вам эти слова можно отнести?

ИТОГ УРОКА:

- Скажите, что вы узнали на уроке? Для чего нам это нужно знать?

- Спасибо за работу. Урок закончен.