Урок математики в 4-м классе по теме: "Знакомство с новым видом задач на кратное сравнение"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с новым видом задач; повторить задачи на движение.
  2. Совершенствовать навыки табличного и внетабличного деления и умножения чисел, оканчивающихся нулями.
  3. Повторить знание нумерации многозначных чисел; знание геометрического материала; взаимосвязь между компонентами и результатом действий умножения и деления.
  4. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, рефлексивные способности.
  5. Формировать навыки учебной самостоятельности школьников, воспитывать чувство коллективизма, уважения к одноклассникам.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Сегодня к нам на урок пришли гости, наши учителя. Поприветствуйте их кивком головы. Садитесь. Сегодня на уроке математики мы будем решать задачи, повторять изученный ранее материал. На протяжении всего урока вы будете получать за правильные ответы жетоны в виде цветочка. А в конце урока всех ждет сюрприз.

2. УСТНЫЙ СЧЕТ.

Откройте тетради и запишите число. Начнем работу как всегда с математической разминки.

1) Таблица (Цель работы: повторить и закрепить навыки внетабличного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; повторить взаимосвязь между компонентами и рез. действий умножения и деления)

1 2 70   20 25   80 7  
4 5   50 30   20   90 20
4 10 700 250   100 420 320   560

2) А теперь игра “Марафон”

Недавно в Турине состоялась зимняя олимпиада, в которой приняли участие лучшие спортсмены нашей страны. Вот и я объявляю старт в нашем математическом марафоне (Цель работы: отработка устных вычислительных навыков умножения и деления).

24 : 2 * 3 : 18 + 82 : 42 * 39 : 13 * 5 + 95 : 25 * 18 : 6 * 4 * 40 = ?

- Посчитайте и назовите правильный ответ (2400). Первые три места – призовые!

- А теперь посчитаем (Учащиеся выполняют по 1 действию).

- Правильно! Это число 2400. Запишите его в тетрадь.

3) Характеристика числа.

- Запишите число 2400 и дайте ему характеристику.

Сначала самостоятельно, затем коллективная проверка.

2400 – это четырёхзн. число, четное, состоит из 2 ед. тысяч и 4 сот., в нём всего 24 сот., 240 дес., 2400 ед., 2399 и 2401, 2400 = 2000 + 400.

- Молодцы!

3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

А теперь порешаем задачи.

1) Задача на движение

Туристы ехали на автобусе 2 часа со скоростью 70 км/, и еще 3 часа со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние они преодолели? (На доску прикрепить схему задачи)

2 ч - 70 км/ч

3 ч - 60 км/ч

- Кто догадался, как решить эту задачу, запишите решение самостно.

(Работа с остальными уч.- ся)

Как найти расстояние, зная скорость и время?

Сколько проехали километров сначала, как узнать? А потом?

Какой ответ в задаче? 70 * 2 + 60 * 3 = 320 (км)

2) Задача на пропорциональное движение (подготовка к изучению нового вида задач).

Машина проехала за 4 часа 240 км. Какое расстояние она проедет за 7 ч?

4 ч - 240 км

7 ч - ? км

- Подумайте и самостоятельно запишите решение задачи.

Проверка. 240 : 4 * 7 = 420 (км) – расстояние

(объясняет 1 ученик)

ФИЗМИНУТКА

4. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ВИДОМ ЗАДАЧ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ.

- Все знают, что сейчас идет неделя “Масленицы”. Издревле, на Руси, в “Масленицу” люди угощали друг друга блинами, символизирующими солнце. Блины подавали с икрой, со сметаной, с вареньем. А какие они вкусные с мёдом!

3) Задача. В 10-ти одинаковых банках помещается 16 кг мёда.

Сколько килограммов мёда в 20-ти таких банках?

Составим пропорцию.

10 банок - 16 кг

20 банок - ?кг

- Можно ли ответить на вопрос сразу? (Нет, т.к. не знаем, сколько кг в 1 б.

16 не делится на 10 без остатка).

Может быть, кто-нибудь догадался, и нашел ответ на вопрос? Запишите решение самостоятельно (задание для сильных).

Доп. Задание: стр. 26, № 142

Разбор задачи с остальными учащимися.

- Внимательно посмотрите на краткую запись задачи. Узнаем, во сколько раз больше банок надо взять. Как? 20 : 10 = в 2 (раза)

- Если банок надо взять в 2 раза больше, то и меду будет в 2 раза больше.

Ответьте на вопрос задачи (ответы учащихся)

- Правильно, в 20 банках 32 кг мёда.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

- Откройте учебники на с.26 прочитайте задачу № 138.

На доске краткая запись:

2 м - 3 наволочки.

42 м - ?наволочки.

Что узнаем сначала? (во сколько раз больше 42, чем 2)

Как ответить на вопрос задачи?

Решите задачу новым способом.

Проверка. (1 уч. объясняет) 42 : 2 * 42 = 63 (нав.)

Молодцы!

6. ПОВТОРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

- Посчитайте, сколько геом. фигур, и каких фигур на этом чертеже (работа в парах)

7. РАБОТА В ГРУППАХ.

Игра “Круговые примеры”.

8. ИТОГ УРОКА.

1) Самооценка. Мне хотелось бы знать, как каждый из вас оценивает свой труд, свои старания.

Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня.

А кто-то, возможно, подумает немножко и решит, что сегодня он занимался, не так усердно, как обычно, потому что нет настроения или слегка болит голова, или задания были сложными.

У каждого из вас на столе лежат по две полоски – красная и синяя. Красная – занимались очень хорошо, лучше обычного, синяя – занимались хорошо, но можете гораздо лучше. Поднимите ту полоску, на которую вы оцениваете себя.

2) – Ну, а сейчас, сюрприз. Пусть ваши совместные труды и старания в виде прекрасного весеннего букета, подарят вам и нашим гостям хорошее настроение.

- С наступающим праздником Весны! (дети под музыку прикрепляют заработанные ими цветочками к вазе, составляя букет).