Урок решения задач по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме “Положительные и отрицательные числа”;
  • закрепить навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
  • развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать
  • воспитание положительной мотивации к учению.

Ход урока

1. Организационный момент

– сообщаю тему и цели урока

2. Проверка домашнего задания

(Были даны примеры на сложение и вычитание, и ответы зашифрованы буквой. В итоге должно было получиться следующее выражение “Математика ум в порядок приводит. ”)

Под таким девизом мы и начнем сегодняшний урок.

3. Выполнение упражнений.

Из чисел:

1; -4,3; -3,9; 3,2; -4; 8; 3,9; -(-4); 10; -1; 0; -8 (заранее написанных на доске).

Выберите:

а) натуральные

- Какие числа называются натуральными?

б) целые

- Какие числа называются целыми?

в) положительные

- Какие числа называются положительными?

г) отрицательные

- Какие числа называются отрицательными?

д) неположительные

- Какие числа называются неположительными?

е) неотрицательные

- Какие числа называются неотрицательные?

ж) пары противоположных чисел

- Какие числа называются противоположными?

Неположительные: -4,3 ; -3,9; -4; -1; -8; 0

Расставьте неположительные числа в порядке возрастания и подпишите соответствующие буквы.

-4,3 О
-3,9 У
-4 Д
-1 Л
-8 М
0 Ь

Итак, какое слово получили?

(модуль)

- Что такое модуль?

- Для чего он нужен?

(для сравнения чисел, для сложения и вычитания чисел).

- Как сравнить, два отрицательных числа?

- Как сравнить два положительных числа?

Работа с перфокартой

     

(Лист делим на три части, сгибаем по линиям так, чтобы в середине получился пробел, на 1 и 3 частях записаны числа, которые нужно сравнить. В середину перфокарты вставляется чистый лист, на котором учащиеся будут ставить знак: <; >; =).

-17,5

17,75

-134,5

-34,5

-24,35

-135,7

135,7

-15

0

0

0,001

-40,1

-24,1

21,7

-21,7

1

(для сильных учащихся можно дать следующее задание)

Заполни пропуски

а < в, если разность а – О

а < в, если разность а – О

а = в, если разность а - О

а - в , если а > в

а - в = О, если а…в

а - в < О, если а…в

Графический диктант.

Возможно ли, что:

1. Модули двух чисел равны, то эти числа не равны между собой

2. Модуль1 числа больше модуля 2 числа, то первое число меньше второго?

3. Число больше своего модуля?

4. а больше – а?

Верно ли, что:

5. Противоположное число всегда меньше самого числа?

6. -а всегда есть отрицательное число?

7. а = -а,еслиа о (Если ответ “да”,то чертится отрезок, равный 2 клеткам ___,если ответ “нет”, то Таким образом, получится график Проверяю тут же заранее приготовленным трафаретом)

Режим уравнения (устно)

а) |х| = 32 б)|х| = -7
х = -32 или х = 32 корней нет

(письменно)

|х + 2| =4 (у доски)
х +2 = -4 или х + 2 = 4
х = -4-2 х = 4-2
х = -6 х = 2

Ответ: -6; 2.

|х – 5| -7=3 (с комментированием)

|х -5|=10

х-5 = -10 или х-5=10
х = -10+5 х =10+5
х = -5 х = 15

Ответ:-5; 15.

- Какие правила мы использовали при решении уравнений?

(сложение чисел с разными знаками, отрицательных чисел, вычитание.)

- Как сложить два числа с разными знаками?

- Как сложить отрицательные числа?

- Как из одного числа вычесть другое?

(3,5-2,9) - (3,7-9,1) --1 (ученик на доске)

(0,48-1,2) - (0,92-1,4)

(1,4-3,1) + (5,6-8,7) -- 3 учащихся одновременно у доски.

(7,2-9,3) - (4-8,23) -- самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Тестовое задание “Проверь себя!”

1. Чему равен модуль числа -1,3?

а)-1,3 б)1,3 в)-13 г)13

2. Чему равен модуль числа 7 1/3 ?

А) -7 1/3 Б) 7 1/3 В) 7 Г) -7

3. Сравните числа – 1/3 и -2/3

А) > Б) = В) <

4. Какое из чисел 3,5; -1/3; -3,5; ? на координатной прямой расположено правее других?

А) 3,5 Б) -1/3 В) -3,5 Г) ?

5. Какое из чисел 4,2; - 3 1/2;-2 /3;1/3 на координатной прямой расположено левее других?

А) 4,2 Б) -31/2 В) -21/3 Г) 1/3

Вычислите:

6. -0,72 + (-1,4)

А) -0,68 Б) 0,68 В) -2,12 Г) 2,12

7. -4,48 - (-1,2)

А) -3,28 Б) 3,28 В)-5,68 Г) 5,68

8. 2,1 + (-3,5)

А) 5,6 Б) -5,6 В) 1,4 Г) -1,4

9. 0,998 – (-0,998)

А) 0 Б) -1,996 В) 1,996

Дополнительно.

Числа а,в,с- отрицательные.

Дополните равенства:

| а | = ….

|-в | =….

| –с | =….

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: № 1091 (1); № 1097 (а,б,в) (комментируется учителем)