Литературно-музыкальная композиция "Я верю, что все женщины прекрасны…"

Разделы: Внеклассная работа


Презентация

Слайд:

Женщина с нами, когда мы рождаемся.
Женщина с нами в последний наш час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся.
Женщина – радость раскрывшихся глаз. (И. В. Гете)

В:

О женщина!
В тебе, как нимб, вплетены,
И чары пробудившейся весны,
И щедрость осени золотоносной!
В тебе одной – все осени и весны!

Звучит “Ария из сюиты №3, Ре-мажор” И. С. Баха, на экране слайд “Сикстинская мадонна” Рафаэля

В. Внимательно вглядитесь в картину “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына. Маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал ее волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: “Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?”

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

У.

Я часами смотрел на Мадонну.
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда, дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та.
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл,
Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковали.
Но огонь отвоеванный светит,
Прорезая, полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая – бессмертие дарит…
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.

Звучит музыка, На экране слайды картины Рафаэля

В. Рафаэль в своих картинах воспевает женскую красоту, нежность, женственность, сомоотверженность, бескорыстие матери.

У. “Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери” - сказал Н. А. Некрасов. Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь и заботу.

У.

Я верю, что все женщины прекрасны –
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский –
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство
И седина, когда пора пришла.

В. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны похоронку на сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала –
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька – нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!
…Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет!

У.

Напрасно, мать, не жди солдата, -
Обманывать он не привык.
То ветер грустно, хрипловато
Поет, как старый фронтовик.
Тебе дрова он не нарубит,
К тебе с обновой не придет,
Но сын тебя и мертвый любит
И бережет за годом год.
Он пал в бою, в Отчизну веря…
Кого же ждешь ты до сих пор?
То ветер постучался в двери,
То ветер подметает двор.

У: В произведении писательницы С. Алексиевич “У войны не женское лицо” читаем такие строки “ Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово “милосердие”. Есть и другие слова: “сестра”, “жена”, “друг”. Женщина дает жизнь, она оберегает. Женщина и жизнь – слова-синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь”

У: Сколько пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безмерная тяжесть легла на их плечи!

Кадры из документального фильма.

В: Есть особые произведения в русской живописи, литературе, музыке, дорогие, близкие каждому человеку.

Картина “Мать” была написана художником К. Петровым-Водкиным в 1925 году, когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть. (Слайд на фоне музыки) На картине, которую еще называют “Петроградской мадонной”, изображена кормящая мать. Идет война. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо матери спокойно, простодушно. Она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

У:

У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах
Могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен
Росчерк их бровей.
Они, как наша русская природа,
Чем дольше смотришь,
Тем еще милей!

В: У женщины – верное и доброе сердце, излучающее тепло, радость, счастье. (Слайды женских лиц на фоне музыки)

Когда б оледенела вдруг планета,
Лежала бы мертва и холодна,
То, взгляда женского
Теплом согрета,
В мгновения оттаяла б она. .
В самой природе женское начало
Сильней, пожалуй. Всех других начал.
Природа женщин щедро одарила,
А люди возвели на пьедестал.
Все в на превозносить
Мужчины рады –
От нрава кроткого
До цвета глаз…

В: Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. С уважение и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.

У:

По-русски “мама”, по-грузински “нана”
А по-аварски – ласково “баба”
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Став первым в год наш колыбельный.
Оно порой входило в дымней круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, поэтому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину.
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова.
И я услышу, за дождем следя.
Как впитывается в землю это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня.
“Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня”.
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски “мама”, по-грузински “нана”
А по-аварски – ласково “баба”.

В: По отношению к матери мы определяем, каков человек.

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в зной и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

В: Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем! Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое чувство. Она возвышает душу мужчин, делает их лучше, сильнее, наполняет смыслом их жизнь. Вспомним Ромео и Джульетту, А. С. Пушкина и Н. Н. Гончарову, И. С. Тургенева и П. Виардо.

Мы знаем множество примеров любви единственной на всю жизнь, возвышающей и облагораживающей. Нельзя остаться равнодушным к верной, но драматичной любви писателя Алексеевича Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей жене. (Слайд)

Тринадцать лет Алексей Константинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, против брака возражала его мать, которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только после ее смерти Толстой женился на Миллер.

Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу. Его стихотворение “Средь шумного бала”, посвященное Софье Андреевне, потом было положено на музыку П. И. Чайковским.

Звучит романс “Средь шумного бала…”

В: Все остальные стихи, написанные А. К. Толстым, также посвящены жене. По его трепетным, страстным стихам, по письмам мы знаем об этой прекрасной любви, которая продолжалась до конца жизни писателя. 10 июля 1870 года Толстой писал из Дрездена жене: “Я только что приехал в 3 с четвертью утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мне единственное сокровище на земле, и я плаче над этим письмом, как плакал 20 лет назад…”

Поэты, показывая величие, могущество любви, ее радости и муки, как никто другой, учат понимать и ценить это прекрасное чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным.

Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В:

Женщина с нами, когда мы рождаемся.
Женщина с нами в последний наш час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся.
Женщина – радость раскрывшихся глаз.

Звучит “Аве Мария” Шуберта, слайд матери с ребенком.