Урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с процессом пищеварения человека.

Оборудование: бельевая веревка (10 метров), лимон, нож, 2-х литровая банка, макет зубов, надувные шары, терки, сырая морковь, тряпичные мешочки, прозрачные емкости, таблицы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

РЕШИ КРОССВОРД:

  1. Плоская широкая кость в верхней части спины (лопатка)
  2. Дугообразная широкая кость, идущая от позвоночника до грудной кости (ребро)
  3. Широкая кость в нижней части туловища (тазовая)
  4. Склад фигуры, манера держать себя (осанка)
  5. Часть скелета в верхней части туловища, защищающая внутренние органы от повреждения (грудина)
  6. Составная часть скелета (кость)
  7. Кости головы (череп)
  8. Тонкие белые нити, связывающие мозг с другими органами (нервы)
  9. Опора тела человека (скелет)

II. Работа над новым материалом.

Постановка цели урока

- Как вы думаете, что может делать человек с первых дней своего рождения? Он умеет сосать молоко. А для чего же человеку нужно питаться? Ему, также как и машине бензин, нужна еда. Но человек выгодно отличается от машины, которая ездить только когда есть бензин. А взрослый человек может жит без еды до 30-40 дней. Каждый человек съедает за свою жизнь примерно 50 тонн еды.

На нашем уроке мы поговорим о том, как человек питается, что происходит в организме с пищей и как нужно правильно питаться. Процесс пищеварения, а именно так будет называться тема нашего урока, можно сравнить с конвейером на котором делают машины. Там из мельчайших деталей собирают машину, а здесь наоборот пищу разбирают на мелкие детали.

И так, как же происходит процесс пищеварения? (Материал демонстрируется на таблице. Приложение 1)

Оказывается, что все начинает происходить еще до того, как пища попадает в рот. Сейчас мы посмотрим, что происходит с вами при виде того, как я буду резать лимон (учитель режет ножом лимон пополам).

- Что же вы заметили? (Дети говорят, что наблюдая за тем, как учитель разрезал лимон, у них начала сильно выделяться слюна) Вот это, ребята, и есть начало процесса пищеварения.

“Слюнки потекли” - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. За сутки выделяется около полутора литров слюны.

Коренными зубами человек дробит пищу, передними откусывает. Пережевывая пищу, мы ее передвигаем в полости рта с помощью языка. На языке расположены рецепторы, благодаря которым мы чувствуем вкус пищи.

(Демонстрация таблицы “Язык”) Приложение 2

Чем тщательнее мы пережевываем пищу, тем больше слюноотделение.

И.П. Павлов называл сок, выделяющийся в желудке на вид и запах пищи, аппетитным. Для того, чтобы убедиться в необходимости тщательного пережевывания пищи, предлагаю провести опыт с терками.

Описание опыта: Класс делиться на две группы. Первая трет морковь на крупной терке, вторая группа - на мелкой. После этого протертая морковь каждой группы складывается в отдельные тряпичные мешочки, имитирующие желудки. Учитель начинает отжимать из мешочков сок в одинаковые по размеру прозрачные сосуды.

Дети делают вывод, что в том мешочке, где морковь мелко натертая, сока выделяется больше. А это значит, что пищу следует пережевывать как можно дольше.

- Для того, чтобы лучше представить путь пищи по пищеводу, предлагаю сделать вот такую модель. Давайте отмерим 10 метров веревки. На ее начало положим модель зубов. Далее отмерим 40 сантиметров. Пища, проходя через глотку, попадает в пищевод. Это он занимает на нашей схеме 40 сантиметров. Следующий орган на пути – это желудок. Желудок – это расширенный отдел, находящийся в левом верхнем квадрате живота, в котором происходит обработка пищи. Полный желудок похож на надутый шар, а пустой – на спущенный. Наш желудок можно сравнить с 2-х литровой банкой, поэтому положим на нашу схему банку. В желудке, который покрыт слизистой оболочкой, расположены маленькие железы, выделяющие желудочный сок (1,5-2 литра в сутки). Пища задерживается в желудке примерно так: рис – 2 часа, яйцо и молоко – 3 часа, картофель – 4 часа, говядина – 5 часов, жареная утка – 7 часов.

Сокращение пустого желудка вызывает чувство голода. Как пальцы сдавливают тюбик с зубной пастой, так и мышцы сдавливают пищевод, заставляя пищу двигаться вперед.

Следующий отдел – двенадцатиперстная кишка, один из отделов кишечника. Ее название произошло от ее размера – 12 перст или 12 пальцев. Она занимает 25 сантиметров. Отмерим их на нашей модели. В этой кишке открывают свои протоки 2 железы – печень и поджелудочная железа. Они выделяют желчь и поджелудочный сок. При их воздействии происходит расщепление пищи. А теперь давайте отмерим еще 1 метр 50 сантиметров. Это расстояние от 12 перстной кишки до тонкой. Здесь происходит всасывание питательных веществ в кровь через маленькие ворсинки, покрывающие тонкую кишку. Они, как маленькие насосики питают питательные вещества, всасывая их в кровь. Если все эти ворсинки развернуть и положить рядом, то получится ковер, которым можно застелить волейбольную площадку. За 1 час эта кишка может всосать до 3-х литров питательных веществ и накормить все клетки.

Итак, тонкая кишка уже всосала все питательные вещества, а что же досталось толстой? Вы видели когда – нибудь, как выдавливают сок? Что остается после этого? Так вот, и в организме все ненужные вещества выходят наружу через толстую кишку.

Вот мы и прошли вес долгий путь пищеварения.

- А теперь поговорим о правильном пищеварении. Вы уже узнали, что все отделы пищеварения выделяют сок. Поэтому нельзя во время еды употреблять жидкость, так как она может смыть соки в нижние отделы, и пища будет лежать непережеванной.

- Предлагаю вам запомнить несколько очень важных правил, которые вам сообщат ваши одноклассники (Сообщения детей)

1. Пейте жидкость за 10 – 15 минут до еды.

2. Не пейте ничего после еды час – два, так как железы не успевают переработать пищу, и будут работать попросту.

3. Тщательно пережевывайте пищу. Помните! Кто долго жует, тот долго живет.

4. Не принимайте слишком холодную или горячую пищу, так как пищеварение начнется только тогда, когда еда примет температуру тела.

5. Ешьте тогда, когда проголодаетесь

6. Придерживайтесь правила: “Когда я ем, я глух и нем”.

- Пища должна быть разнообразной, чтобы организм мог получить все необходимые витамины. Отсутствие каких либо витаминов сказывается на различных органах.

(Показ таблицы)

Витамин В2 (картофель, яйца) – сухость в углах губ

Витамин А (печень, сливочное масло) – ломкость костей

Витамин Д (молоко, рыбий жир) – крошатся зубы

Витамин С (шиповник, черная смородина) – бледность, сухость кожи.

- Итак, остались неизученными органы, с которых начинается пищеварение. Отгадайте загадку: - Тридцать два молотят, один переворачивает (Зубы и язык)

Еще до своего рождения человек имеет зубы. Они развиваются в мягкой ткани десен. Коронка зуба покрыта эмалью. В ней нет точек и нервных окончаний. Следующий слой – дентин. Примерно такой же прочности, как и кость. Зуб защищен эмалевым покрытием. Если она разрушается, в него проникают микробы, находящиеся во рту. Они быстро разрушают дентин, обнажая нервы. Если зубы плохие, создается нагрузка на желудок. Чистить зубу нужно два раза в день, споласкивая после каждого приема пищи.

- А сейчас давайте подведем итог нашего урока.

- Что полезного вы для себя узнали на нем?

- О чем бы вы хотели сообщить вашим родителям?

- Какие отделы пищеварения вы теперь знаете?

- Какие правила запомнили?

III. Домашнее задание.

Найти и записать в тетради пословицы и поговорки о еде, зубах, органах пищеварения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

- Ломоносов говорил, что умеренное употребление пищи – мать здоровья.

- Острие сабли при ударе о зубную эмаль тупиться.

- Половина населения человечества имеет только 2, а не 4 зуба “мудрости”.

- Слово “желудок” является производным от слова “желудь” (в старину желуди называли желудками)

- На 1 кв. см. слизистой желудка приходиться 100 желудочных желез.