Методическая работа – звено системы образования и развития классных руководителей

Разделы: Администрирование школы


Ориентируясь на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической помощи в образовательном учреждении. Мастерство классного руководителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования и развития членов Методического Объединения классных руководителей.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого их потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества классных руководителей, к задачам методического объединения классных руководителей относятся:

  • совершенствование, обогащение знаний (имеются в виду знания, различные по содержанию: (воспитательные, психологические, этические, общекультурные));
  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности классного руководителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, потребности в самореализации и т.д.);
  • развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления классного руководителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
  • развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, с использованием ИКТ);
  • развитие культуры эмоций учителя, саморегуляции деятельности;
  • развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Успешность деятельности классного руководителя во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества работы в классных коллективах.

Каждый классный руководитель в нашей школе разрабатывает свою воспитательную систему. В этом направлении также важна роль методической помощи: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных воспитательных задач.

Формы организации воспитательной работы

1. Воспитательный комплекс (форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых по реализации традиционных ключевых дел).

2. Воспитательные центры (объединения учащихся разного возраста, педагогов и родителей на основе какого-либо общего интереса: Учебно-воспитательные центры: “Слово”, “Протон”, “Глобус”, “Почемучки”, “Милосердие”, Научное Общество Учащихся “Фаэтон”, дополнительное образование)

3. Тематические проекты: “Одаренные дети”.

Через классных руководителей осуществляется трансляция опыта поколений. Они ответственны за формирование ценностных критериев, которые дают возможность ориентироваться в социуме и найти достойное место в жизни, реализовать свои возможности. Лучшие классные руководители школы строят свою работу на основе оригинальных концепций воспитания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, интересов классного коллектива и собственных интересов и творческих возможностей. Такие концепции служат программой развития малышей в выпускников, позволяют контролировать ход развития на уровне отдельных подпрограмм (“Учеба”, “Досуг”, “Здоровье” и др.) и в целом.

Основными критериями результативности работы классных воспитателей являются:

– содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся;

– уровень взаимодействия с учителями класса;

– уровень взаимодействия с родителями;

– уровень взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Методическая помощь в школе осуществляется через работу Методического объединения классных руководителей. Для членов методического объединения классных руководителей характерно неформальное общение, минимум заседаний (3 - 4 в течение года). Формы семинаров различны: практикумы, теоретические семинары, круглые столы, диспуты и др.

Темы семинаров методического объединения классных руководителей по нравственному воспитанию:

Тема семинара Форма проведения
1. Эстетическое воспитание как основа духовного развития личности. Круглый стол
2. К проблеме духовно-нравственного воспитания. Круглый стол
3. Система нравственного воспитания. Деловая игра
4. Развитие нравственного воспитания. Диспут
5. Проблема развития личности в современной науке. Теоретический семинар

Семинар – круглый стол “Эстетическое воспитание как основа духовного развития личности”.

Методика проведения: коллектив классных руководителей делится на творческие группы и каждая группа получает задание. В процессе обсуждения группа раскрывает сущность своего задания, доказывая, показывая, демонстрируя опыт своей работы.

Карточка № 1:

  1. Отчего зависит духовность общества?
  2. Какая связь существует между духовным, эстетическим, трудовым, физическим, нравственным и уровнем образования? Что можете сказать о духовности своих учеников?
  3. Видите ли пути формирования духовно богатой личности?

Карточка № 2:

  1. Как раскрыть понятия:
    • Нравственность;
    • Нравственная привычка;
    • Нравственный идеал;
    • Нравственный идеал общения?
  2. Как проявляются эти свойства личности в ваших учениках?

Карточка № 3:

  1. Современен ли разговор о чести, свободе, достоинстве? Какова сущность, в чем они проявляются?
  2. Какие народные обычаи надо беречь, с какими бороться? Почему? Что они дают для нравственности людей? Что знают ваши ученики об этом?

Карточка № 4:

  1. Какие изменения в личности ученика произошли в последнее время? Что его отличает от сверстников вашего времени?
  2. С какими трудностями в нравственном воспитании вы сталкиваетесь? Имеете ли опыт преодоления трудностей? Обобщите свой опыт работы.

Семинар “Проблема развития личности в современной науке”

Цель: выявление научных представлений о современных концепциях сущности человека и путей его развития.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема целей воспитания.
  2. Роль социума в развитии личности.
  3. Свобода и ответственность человека, как основные характеристики личности.
  4. Роль урока и внеклассного мероприятия в духовно-нравственном воспитании:
    • ставились ли цели формирования нравственного воспитания;
    • учитывались ли возрастные особенности;
    • соблюдалась ли логика воспитания;
    • обращалось ли внимание на красоту научного открытия, формы, идеи;
    • присутствовали ли задания творческого характера;
    • что на занятии способствовало нравственному и эстетическому воспитанию;
    • и т.д.

Семинар “Духовное воспитание личности”

Цель: разработка, освоение и применение прогрессивных форм развития воспитательной работы.

Семинар проводится по методике “Вертушка”: коллектив разбивается на группы, определяются 4 группы (по цветовой гамме, либо по нумерации, и т.д.)

Вопросы группам:

Группа 1:

  • внутреннее содержание личности;
  • воспитание в семье;
  • высшая нравственность.

Группа 2:

  • Повышение духовности = внутреннее содержание личности.
  • Углубление духовности в школе.
  • Духовность = нравственность.

Группа 3:

  • Воспитание искусством.
  • Нравственный идеал.
  • Стереотип поведения.

Группа 4:

  • Совокупность человеческих ценностей.
  • Отношение к лидерству.

Проведение семинаров позволяет классным руководителям расширить пространство собственного профессионального развития, выстроить собственную концепцию нравственного и духовного воспитания на традиционных и инновационных технологиях.