Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интерес у детей к русскому языку, к поэтическому слову; развивать мышление, устную и письменную речь, умение слушать, наблюдать и сравнивать.

Ход урока: (Урок начинается с постановки позитивного аудиального якоря. Для этого учитель читает метафору.)

Метафора.

Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показали это животное. Один вошёл в комнату, ощупал руками хобот и сказал: “Слон похож на змею. Он длинный и гибкий”. Другой ощупал слоновий бок и сказал; “Слон похож на стену – он большой и плоский”. А третий, ухватив слона за хвост, закричал: “Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!” И никто их них не знал, что это просто слон, потому что каждый знал только часть.

I. Устный диктант

(На доске написаны слова с пропущенными безударными гласными. Дети с помощью карточек показывают пропущенные безударные гласные , называют проверочные слова.)

ш_рстяной

м_сной

т_желая

х_лмы

гв_здика

цв_тник

см_листый

б_дняжка

л_нейка

сум_рки

обл_ко

др_мучие

к_нгуру

Учитель: - На какие две группы можно разбить слова ?

Ученики: - На существительные и прилагательные.

Ученики: - На слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением и которые нельзя.

II. Работа над каллиграфией

  1. Под музыку ученики выполняют упражнение для пальцев и кистей рук.
  2. В тетради прописывают букву Л , её соединение с другими буквами.
  3. Учитель: - Назовите слова, где встречается удвоенная согласная Л.
  4. Учитель: - Запишите справой стороны тетради два предложения. Колли – это шотландская овчарка. Она хорошая собака-нянька.

(Написание каждого слова дети объясняют.)

Учитель: - Назовите сколько слогов, букв, звуков в слове колли, хорошая, овчарка ?

Учитель: - Можно сказать, что эти два предложения начало текста?

Учитель: - Если бы это было началом текста описания, рассуждения, повествования, как бы мы могли его продолжить ?

(Ученики приводят примеры своих текстов.)

III. Словарная работа

1. Учитель: - Сегодня во время словарной работы мы будем записывать словосочетания, и определим у существительных падеж.

(Друг из Москвы, слушал рассказ, по сыпучим пескам, накрошил в мясной бульон, посидел в беседке, колбаса с картофелем, возвращался с вокзала)

Учитель: - Как определяем падеж у существительных.

Ученики: - Падеж определяем по вопросу и по предлогу.

2. (Учитель предлагает слова рассказ, накрошил разобрать по составу слова.)

3. (Проводится игра “Верите ли ?”)

  • Существительное – это часть предложения. Да или нет?
  • Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
  • Обозначает признак предмета. Да или Нет?
  • Изменяется по падежам? Да или Нет?
  • Изменяется по числам? Да или Нет?
  • Изменяется по родам? Да или Нет?
  • Склоняется по падежам? Да или Нет?
  • В русском языке пять падежей? Да или Нет?
  • Предлоги к, по – это предлоги Р.п ? Да или Нет?

(Ученики в тетрадях записывают ответы “Да” или “Нет”. Работа проверяется. Ответы обосновываются.)

IV. Переход к новой теме и работа над ней

1. Учитель: - Посмотрите на доску. Какая часть речи здесь записана. В какой падеж поставлены слова первой строчки, во второй строчки, в третьей?

с дорожки из хлеба из жизни
по дорожке к хлебу по жизни
на дорожке о хлебе о жизни

Учитель: - Найдите окончания, которые вызывают сомнения.

Учитель: - Почему существительное одного падежа, а окончания имеют разное?

(Ученики пытаются ответить на этот вопрос.)

2. Учитель: - Потому что мы не знаем о ещё одной грамматической категории существительного.

Учитель: - Как вы думаете, от чего она будет зависеть ?

Ученики: - От рода.

3. Учитель: - Итак, новая грамматическая категория существительного, о которой мы сегодня будем вести речь, называется склонение. Послушайте сказку.

4. Сказка: Жили в домике (рисунок) существительные разные, но селились они по разным комнатам. (учитель вместе с учениками анализирует слова из таблицы и делают выводы, что

В первой комнате : 1 скл. – ж.р. и м.р. с окончанием а, я;

Во второй: 2 скл. – м.р. и с.р. о, е ;

В третьей : 3 скл. - ж.р. мягким знаком на конце ь ).

5. (Практические задания. У ребят лежат карточки с рисунками, нужно их распределить по склонениям.)

(ландыш, бабушка, плащ, цапля, одежда, платок)

Учитель: А если это шаль?

(сирень, снегирь, журавль, тетрадь)

Учитель: А если это не тетрадь, а тетрадка?

(конь)

Учитель: А если это не конь, а лошадь или лошадка?

6. (Ребятам, у которых нет карточек, определить, к какому склонению они отнесут свое имя обращается внимание на имена Володя – Владимир, Коля – Николай и т.д.)

7. Учитель: - Сейчас мы будем слушать музыку, соотносить её с репродукцией картин и рисунками.

А. (На доске вывешиваются репродукции картин изображающих осень и лето. Звучит музыка Вивальди “Осень”. )

Учитель: - С каким рисунком созвучна музыка.

Ученики: - Где изображена осень.

Учитель: - Почему? (Затем учитель читает поэтические строчки)

Октябрь уж наступает – уж роща отряхает
Последний лист с нагих своих ветвей
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой
Красою тихою, блистающей смиренно. (А.С.Пушкин)

Учитель: - Выберете существительные 1 склонения с этой репродукции.

Ученики: - Аллея, дорожка, береза, осина, роща.

Б. (Рисунки “Лебедь” и “Пингвин”. Музыка Сен-Санса “Лебедь”. После аналогичных вопросов звучат слова).

Глядь, поверх текучих вод
Лебедь белая плывет (А.С.Пушкин)

Учитель: - Найдите существительные 2 скл.

Ученики: Озеро, камыш, небо, месяц и т.д. (лебедь - определение рода вызывает сомнение, и учитель предлагает обратиться к словарю),

В) (Рисунки “Лошадь” и “Верблюд”. Музыка Свиридова “Тройка”.)

(Дети выбирают соответствующий рисунок)

(Звучат слова)

Я на коне скачу ретивом
И по горам и по полям
И вихрем веселюсь игривым,
Который мчится по степям. (А.С.Пушкин)

Учитель: - Находим существительные 3 скл.:

Ученики: Лошадь, ночь, метель, степь, упряжь.

Учитель: - Звучала прекрасная музыка, звучали стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Стихи Пушкина – это словесная музыка. Пушкин – это целый мир. Ты будешь читать его, и открывать для себя новые и новые грани этого алмаза.

V. Итог урока.

(Учитель предлагает закончить фразы)

  • Все существительные разбиваются ….
  • Ко 2 склонению относятся существительные….
  • К 3 склонению относятся существительные….
  • К 1 склонению относятся существительные….

Учитель:- Кто считает, что он запомнил и усвоил данную тему? Что тебе понравилось на уроке?

Что вынес для себя нового?

VI. Домашнее задание.

(На дом предлагается творческое задание )

Составить текст- описание по опорным словам:

  1. Лебедь, царем
  2. белоснежное
  3. черные
  4. на шее, головка
  5. грудь
  6. скользит, по глади.

Например: Лебедя называют царем птиц. У него белоснежное оперенье. На длинной гибкой шее маленькая головка. Грудь у птицы величавая. Плавно скользит лебедь по озерной глади.