Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по времени"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование представления детей об изменении глаголов по временам и развитие умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах;
  • работать над развитием речи;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
  • воспитывать внимание, сопереживание друг к другу, интерес к изучаемому материалу, к предмету.

Оборудование:

  • для учителя - учебник для 2 класса, часть 2 (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова), оформленная доска, рисунок с изображением солнышка, инд. карточки, таблица;
  • для учащихся – учебник, тетрадь, ручки, карандаши, линейка, сигнальные кружочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок. Мы будем продолжать работу над изучением глаголов. Вспомним, что уже изучили и узнаем новое.

II. Чистописание.

Число, классная работа.

- Как обычно, мы начинаем работу с чистописания. Какую букву мы видим?

с - Какие звуки обозначает?

- Дайте характеристику звуку.

- Какие слова мы пишем с маленькой буквы? (нарицательные сущ.)

- Посмотрите, как пишется буква с. Напишите её 5 раз.

- А теперь посмотрите, как пишется заглавная буква С.

Напишите её рядом до конца строчки.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)

- Назовите животного, который охраняет дом. (собака)

- Как пишется это слово?

- Посмотрите, как я напишу это слово.

- Придумайте кличку собаки, которая начинается с буквы С.

- Запишем это слово. Какие орфограммы должны помнить при записи этого слова?

Запись в тетрадях:

с с с с с С С С С С

собака Снежок

- Кто за нами наблюдает в окно? (с доски) После долгой полярной ночи к нам пришло долгожданное солнышко. Давайте на этой же строчке запишем слово солнышко. Что мы должны помнить, записывая его?

- Посмотрите, как я напишу это слово.

- Мы записали слова собака, Снежок, солнышко. Что вы можете рассказать о них? Чем отличаются эти имена существительные?

- Укажите род имён существительных. Проверим. Лиза работает у доски, остальные проверяют в тетрадях.

- Оцените свою работу.

- Итак, обобщим всё, что знаем об имени существительном. (часть речи, обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, бывает собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, м., ж. и с. рода).

III. Работа по теме урока.

- Давайте составим предложение о солнышке. (Выслушиваю несколько предложений.)

- У меня на доске тоже было составлено предложение, но ветер дунул и все слова разбросал. Составьте предложение.

д/т Яркое солнышко смотрит в окно.

- Прежде чем запишем это предложение, какие правила вспомним при его записи?

- Запишите предложение.

- Что сказано о солнышке? (смотрит)

- К какой части речи относится это слово? (глагол)

- На какой вопрос отвечает? (что делает?)

- О каком времени мы говорим? (О настоящем, оно происходит сейчас.)

- Это глагол настоящего времени. Запишем в тетрадях.

- Измените этот глагол так, как будто это было вчера. (смотрело)

- Какие орфограммы должны применить при записи слова смотрело?

- Запишем это слово.

- На какой вопрос отвечает? (что делало?)

- О каком времени говорим? (о прошедшем) Запишем в тетрадях.

- Как скажем о солнышке, если это произойдёт завтра? (посмотрит, будет смотреть)

- Запишем в тетрадях.

- На какой вопрос отвечает глагол? (что сделает?)

- О каком времени говорим? (будущем) Запишем в тетрадях.

н. вр.

Запись в тетрадях:

Яркое солнышко смотрит в окно.

п. вр.

смотрело

б. вр

посмотрит

б. вр.

будет смотреть

- Что мы узнали сейчас о глаголе? ( изменяется по временам)

- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

- Что можете сказать о глаголе? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и изменяется по числам и временам.)

- Какая же тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

- Придумайте глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего.

Игра на внимание.

- Посмотрим, какие вы внимательные. Если назову глагол прошедшего времени – вы руки уберёте за голову, настоящего – вверх, будущего - вперёд.

Дети, давайте повторим движения. Глаголы прошедшего времени -? Настоящего -? Будущего -?

(моет, стонал, напишу, гонит, писали, читаю, нарисую)

- Молодцы!

IV. Закрепление.

Работа по учебнику, с. 34, у. 52.

- Прочитай, Вася, 1 задание. (Вспомните, что называют глаголы, на какие вопросы отвечают, как изменяются.) Ответьте на него.

- Прочитайте следующее задание. (Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.)

Зима прошла птицы возвращаются на родину они спешат вить гнёзда

- Сколько здесь предложений? (3)

- Какое 1 предложение? 2? 3?

- Запишем 1 предложение. У доски работает Настя, остальные – в тетрадях.

Зима прошла.

- Подчеркните главные члены предложения.

- 2 предложение комментирует с места Родион.

Птицы возвращаются на родину.

- Найдите глагол, подчеркните его. Определите время глагола. (наст. вр.)

- Следующее предложение запишите самостоятельно, найдите глагол, определите время.

Они спешат вить гнёзда.

- Давайте проверим работы друг у друга, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями. Какие же глаголы вы нашли? (спешат - наст. вр.; вить - неопр. ф.).

Оцените работу своего соседа.

- Молодцы! Солнышко радо за вас. Вы хорошо поработали. А сейчас отдохнём.

V. Зарядка для глаз + физ. минутка.

Потянулись, до солнышка дотянулись,
Вам стало тепло.
Ручки опустили, потрясли.
Ручкам тепло. Все согрелись?

- Какие глаголы сейчас вам встретились? Назовите их.

- На какой вопрос отвечают?

- В каком времени находятся?

- А почему эти глаголы стоят в прошедшем времени? (прошло)

VI. Резерв. Творческая работа.

– А сейчас поработаем самостоятельно.

- Индивидуальная работа по карточкам – 4 ученика работают индивидуально по карточкам. Закончите, можете подключиться к нам.

1. - Прочитайте текст с доски. ( каждое слово – на карточке)

Пришла весна. Ярко светит солнце. Зажурчали говорливые ручейки. Показалась зелёная травка. Скоро из тёплых стран прилетят перелётные птицы.

- Как его можно озаглавить?

- Почему?

- Внимание! А теперь задание. Выпишите глаголы по временам самостоятельно (может выполнение детьми по рядам, если не будет времени) Слабым уч-ся даю карточки-подсказки.

пр. вр. н. вр. б. вр.

- А теперь проверим. Назовите глаголы прошедшего времени, настоящего, будущего. Оцените свою работу.

- Молодцы! (собрать карточки инд. работы)

Резерв. – Обратите внимание на глаголы прошедшего времени. Что вы заметили в словах? (суффикс –л- )

- Запомните, это будет вам в дальнейшем как подсказка.

VII.Д/з.

– За хорошую работу хочу подарить вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Вам задания тоже даю разные, которые вы должны выполнить на этих картинках с обратной стороны.

- И ещё, посмотрите, сколько разных заданий я для вас подобрала. Если у вас есть желание, подойдите после урока к моему столу и возьмите карточки.

VIII. Итог урока.

- Внимание!

- Над словами какой части речи работали?

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

- Довольны ли вы уроком?

- Давайте похлопаем друг другу в ладоши. Спасибо за урок!