Примеры использования практических разработок в зависимости от целей и задач и учебного занятия

Разделы: Информатика, Технология


Стимулом к написанию данной работы явилось мое желание поделиться с коллегами умением использовать уже созданные и опубликованные наработки. Стремление изобретать что-то новое – это замечательно, если оно не сводиться к изобретению уже давно придуманного. Использовать в работе хорошие идеи и находки коллег в зависимости от поставленных учебных целей, на мой взгляд, это признак накопленного педагогического мастерства, а не ни умение придумать что-то новое, и уж тем более не плагиат.

Данную мысль я хочу подтвердить на примере использования разработки лабораторной работы по созданию презентации в программе Microsoft PowerPoint опубликованной в журнале “Компьютерные и учебные программы и инновации” №5 за 2005 год.

Я использовала данную лабораторную работу в своей практической деятельности дважды: при проведении открытого урока и по теме: “Работа в MS PowerPoint” и при создании тестового задания НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ “ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ”, но думаю, что это не предел интерпретации данного материала в зависимости от поставленных учебных целей.

Цели урока: практически познакомиться с основными возможностями программы Microsoft PowerPoint и освоить основные приемами и принципы работы с презентаций.

Задачи урока:

  • Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы.
  • Учебная: дать знания о мультимедийной компьютерной презентации, об основных возможностях программы Microsoft PowerPoint и дать практические навыки с мультимедийной компьютерной презентацией.
  • Развивающая: развивать умение составлять отчет о практической работе, информационную компетентность, алгоритмическое мышление, познавательную активность и стремление к самообучаемости студентов.
  • Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, эстетический вкус, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.

Вид урока: практическое занятие

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Форма проведения урока: беседа с группой, индивидуальная работа за ПК.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • Техническая база: локальная сеть, мультимедийный видеопроектор.
  • Программное обеспечение:
    • электронная лекция, пример презентации “Устройства ПК”, пака с заготовками графических изображений, MS Windows, MS PowerPoint класс IBM PC;
    • практические работы с заданиями,
    • доска, маркер.

Литература.

  • Симонович С. В., Евсеев Г. А., Специальная информатика. Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс: Инфорком-Пресс, 2005.
  • Кирмайер М. Мультимедиа / Пер. с нем. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 2004.
  • Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft OfficeХР. СПб.: Питер, 2003.
  • Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. — 704 с.
  • http://www.rcsz.ru/dooi-ms
  • http://www.rcsz.ru/dooi-fm
  • http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm
  • http://festival@1sept.ru

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Минибеседа о готовности студентов к уроку, создание деловой и доброжелательной атмосферы.
  3. Постановка целей и задач.
  4. Фронтальный опрос о программном обеспечении.
  5. Демонстрация преподавателем примера презентации, постановка задачи на работу с электронным конспектом и практическую работу
  6. Практическая работа за ПК. Самостоятельное выполнение заданий учащимися.
  7. Составление и вывод на печать отчетов учащимися.
  8. Анализ ошибок на примере одной из работ.
  9. Подведение итогов занятия. Задание к следующему уроку. Рекомендации к его выполнению.
  10. Заключительный этап урока: отметить наиболее отличившихся студентов, выставить оценки.
  11. Общая оценка всего урока.

Ход работы

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Тема нашего занятия: Работа в программе MS PowerPoint. (Презентация)

Вы уже теоретически знакомы с программой MS PowerPoint, сегодня мы начинаем блок практических занятий по работе с этой программой.

Цель нашего занятия: практически познакомиться с основными возможностями программы Microsoft PowerPoint и освоить основные приемами и принципы работы с презентаций. Научиться составлять отчет о практической работе.

Всего в презентации должно быть 8 слайдов.

Все необходимые для выполнения работы изображения хранятся на компьютере в папке Учебные материалы\Практика\Заготовки PowerPoint. Там же находится вариант оформления презентации с тремя первыми слайдами Состав ПК (пример)(Приложений1), файл Сценарий и файл Отчет РР1(Приложение3).

1. Просмотр варианта презентации

Запустите PowerPoint и откройте из папки Учебные материалы\ Практика\ Заготовки PowerPoint презентацию Состав ПК (пример). Просмотрите эту презентацию.

  • Как осуществить запуск программы?
  • Как загрузить пример?
  • Как осуществить запуск презентации?

Обратите внимание на единое оформление всех слайдов. На двух последних слайдах соблюдается структура слайда "Заголовок + Изображение + Пояснение". Заголовки и пояснения оформлены в едином стиле. На третьем слайде новые термины в тексте выделены курсивом. На всех слайдах изображения обрамлены светлой линией.

Давайте подробно познакомимся с тем как реализован пример презентации.

2. Сценарий презентации

Ниже приводится описание всех 8 слайдов презентации.

В примере цвета объектов слайда выбраны для стиля оформления Сумерки. Вы будете создавать презентацию с другим оформлением и вам придется подобрать другие цвета рамок и текста. Стиль оформления слайда, цвета объектов, шрифты заголовков, цвета рамок и текста определите для своей презентации самостоятельно.

Слайд 1

Для заголовка презентации используйте объект WordArt:

Состав персонального компьютера

Рисунок1.

С помощью объекта Надпись в правом нижнем углу подпишите свою работу (“Презентацию выполнил студент группы… Ф.И.О.”). Установите шрифт Arial 28 пт, белый, с тенью.

Сохраните презентацию в своей рабочей папке с именем Презентация1_ Ф.И.О. (Как?).

Слайд 2

Для заголовков и текста пояснений выбран одинаковый для всех слайдов шрифт. Рисункам можно присваивать обрамление.

В качестве шрифта заголовка используйте Arial 48 пт, желтый, курсив, полужирный, с тенью. Цвет шрифта можно установить в окне Формат —> Шрифт.

Второй объект Надпись – для текста Arial 28 пт, белый, с тенью.

Содержимое второго слайда описано в следующей таблице:

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Блоки ПК Рисунок2 нет В состав ПК обязательно входят блоки:

   1. Системный блок

   2. Монитор

   3. Клавиатура

   4. Манипулятор “мышь”

Дополнительные блоки

   5. Звуковые колонки

   6. Принтер.

   7. Модем

наиболее часто включаются в состав современного ПК.

Слайд 3

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Системный блок Рисунок3 нет Это главный блок компьютера. В нем находятся все основные электронные компоненты ПК. К системному блоку подключаются все остальные блоки (они называются внешними или периферийными устройствами).

Слайд 4

Добавьте в презентацию новый слайд (команда Вставка? Создать слайд? Пустой слайд).

Поместите в слайд изображение ПК (командой Вставка —> Рисунок —> Из файла в папке Учебные материалы\ПрактикаРР\Заготовки PowerPoint:

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Материнская плата Рисунок4 нет Материнская плата находится внутри системного блока. На ней расположены микропроцессор, оперативная память, постоянная память и разъемы для подключения плат-контроллеров внешних устройств.

Из объектного меню рисунка выберите команду Формат рисунка. В диалоговом окне свойств рисунка перейдите на закладку Цвета и линии. Задайте изображению обрамление в виде светлой сплошной линии толщиной 1 пт. (Линии)

Замечание: заголовки и текст удобно копировать через буфера обмена и затем менять текст. (Как?) Данные находятся в файле Сценарий.

С помощью объекта Надпись создайте Заголовок. Установите шрифт Arial 44 пт, желтый, Ж, К.

С помощью объекта Надпись создайте Текст. Установите шрифт Arial 28 пт, белый.

Далее работу проложите самостоятельно согласно предложенного сценария. Напоминаю, что стиль оформления слайда, цвета объектов, шрифты заголовков, цвета рамок и текста определите для своей презентации самостоятельно.

Слайд 5

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Микропроцессор Рисунок5 нет Микропроцессор - микросхема, выполняющая обработку всей информации в компьютере.

Замечание: чтобы на слайде осталось больше места для текста, можно обрезать рисунок с микропроцессором (сверху и снизу) с помощью панели настройки изображения (она вызывается через объектное меню рисунка).

Слайд 6

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Оперативная память Рисунок7 Материнская плата с модулями памяти Оперативная память (RAM) предназначена для хранения программ и данных, которые используются процессором в текущий момент. Содержимое RAM пропадает после выключения питания.

Рисунок с модулем памяти слишком темный. Включите панель настройки изображения и отрегулируйте яркость и контрастность так, чтобы микросхемы памяти модуля были отчетливо видны. Отрежьте у изображения лишние черные области.

Подписи под рисунком размещайте в отдельных объектах Надпись. Используйте для них шрифт Arial 18 пт, полужирный. Установите подписям центрирование.

Слайд 7

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Постоянная память Рисунок9 нет В микросхеме постоянной памяти (ПЗУ) хранится программа самотестирования, которая выполняется сразу после включения питания ПК.

Увеличьте яркость и контрастность изображения, чтобы микросхема ПЗУ была отчетливо видна.

Слайд 8

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Диски Рисунок12

Рисунок13

Рисунок14

Гибкий диск (1.2 или 1.44 Мб)

Жесткий диск (до 40 Гб)

Компакт-диск (650 Мб)

Диски служат для долговременного хранения информации.

Изображения дисков сделайте примерно одного размера.

Дополнительныезадания:

Присвойте объектам Титульного слайда свойства анимации.

На втором слайде применить нумерованный список.

На слайде Диски присвойте объектам свойства анимации так, чтобы изображения разных типов и подписи к ним появлялись поочередно*.

Создайте гиперссылку со 2 слайда для перехода на слайд Системный блок и возврата на 2-й слайд после знакомства с содержимым системного блока**.

Задания помеченные * это не обязательные задания повышенного уровня сложности.

Студенты выполняют работу за ПК самостоятельно (30 мин)

Результаты работы выводятся на печать. (25 мин)

Оформите отчет о проделанной работе (Учебные материалы\ Практика\ Заготовки PowerPoint файл Отчет_РР1).

В колонтитуле указать Ф.И.О. и № Группы. Готовый отчет сохранить в своей папке с именем Отчет_РР1_ Ф.И.О. и распечатать.

Студенты представляют свои работы и отчеты к ним.

АНАЛИЗ ОШИБОК.

Проводится обсуждение результатов и выявление ошибок на примере одной работы с просмотром на проекторе.

Критерии:

  • Правильность и полнота исполнения Отчёта.
  • Наглядное представление информации. Целостность презентации.
  • Выполнение заданий повышенной сложности. Реализация эффектов анимации и гиперссылки в презентации.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Задание к следующему уроку. Рекомендации к его выполнению.

Домашнее задание: подготовить сценарий презентации по индивидуальному творческому заданию:

  • Моя специальность.
  • Моя будущая профессия.
  • Я студент монтажного техникума.
  • Моя группа.

Заключительный этап урока: краткий анализ работы каждого студента. Выставление оценок.

Общая оценка всего урока.

Пример тестового задания Презентация "Состав ПК".

ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ “ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ”

Время выполнения задания 25 мин с учетом реализации проекта на ПК.

Вашей творческой группе требуется подготовить "Состав персонального компьютера". На слайдах презентации должны быть изображения блоков ПК с кратким пояснением назначения этих блоков. Все необходимые для выполнения работы изображения и тексты слайдов находится в сценарии презентации. Всего в презентации должно быть 19 слайдов.

  • Для более быстрого решения этой задачи руководитель проекта поручает участникам творческой группы реализацию отдельных разделов:
  • РАЗДЕЛ “Базовая конфигурация ПК”.
  • РАЗДЕЛ “Устройства обработки информации”.
  • РАЗДЕЛ “Память ПК (устройства внутренней памяти)”.
  • РАЗДЕЛ “Память ПК (устройства внешней памяти)”.
  • РАЗДЕЛ “Устройства ввода информации”.
  • РАЗДЕЛ “Устройства вывода информации”.

Подготовите презентацию по теме одного из разделов (по выбору)


Сценарий презентации

Слайд 1

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Состав персонального компьютера Рисунок1 нет  

Слайд 2

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Блоки ПК Рисунок2 нет В состав ПК входят блоки:

   1. Системный блок

   2. Монитор

   3. Клавиатура

они составляют базовую конфигурацию ПК.

Слайд 3

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Системный блок Рисунок3 нет Это главный блок компьютера. В нем находятся все основные электронные компоненты ПК. К системному блоку подключаются все остальные блоки (они называются внешними или периферийными устройствами).

Слайд 4

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Материнская плата Рисунок4 нет Материнская плата находится внутри системного блока. На ней расположены микропроцессор, оперативная память, постоянная память и разъемы для подключения плат-контроллеров внешних устройств.

Слайд 5

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Микропроцессор Рисунок5 нет Микропроцессор - микросхема, выполняющая обработку всей информации в компьютере. Любая информация - и текст, и графические изображения, и речь, - в компьютере представляется в виде чисел. Микропроцессор выполняет обработку информации по программе, которая также является набором чисел.

Слайд 6

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Быстродействие микропроцессоров Рисунок6 Название, Год выпуска, Число транзисторов, Размер транзистора, Тактовая частота, Ширина шины, Скорость. Процессоры бывают разных типов, они отличаются друг от друга внутренним устройством и быстродействием.

Слайд 7

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Оперативная память Рисунок7

Рисунок8

Материнская плата с модулями памяти

Модуль памяти SIMM

Оперативная память (RAM) предназначена для хранения программ и данных, которые используются процессором в текущий момент. Содержимое RAM пропадает после выключения питания. Типичный объем RAM - 32 Мб.

Слайд 8

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Постоянная память Рисунок9 нет В микросхеме постоянной памяти (ПЗУ) хранится программа самотестирования, которая выполняется сразу после включения питания ПК. После самотестирования эта программа выполняет загрузку операционной системы с диска ПК.

Слайд 9

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Платы-контроллеры Рисунок10

Рисунок11

нет С помощью плат-контроллеров микропроцессор управляет внешними устройствами и обменивается с ними данными.

Слайд 10

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Диски Рисунок12

Рисунок13

Рисунок14

Гибкий диск (1.2 или 1.44 Мб)

Жесткий диск (до 40 Гб)

Компакт-диск (650 Мб)

Диски служат для долговременного хранения информации.

Слайд 11

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Дисководы Рисунок15

Рисунок16

Дисководы для гибких дисков (3.5 и 5.25 дюйма)

Жесткий диск

Запись/чтение информации с диска производится с помощью специальных устройств - дисководов. Они находятся в системном блоке. Для дисков каждого типа нужен свой дисковод.

Слайд 12

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Структура магнитных дисков Рисунок17 нет Магнитные диски разделены на концентрические дорожки, а дорожки разбиты на сектора. Дисковод может записать/считать информацию из заданного сектора. Объем сектора - 512 байт.

Слайд 13

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Жесткий диск Рисунок18

Рисунок19

Жесткий диск со снятой крышкой Жесткий диск со своим дисководом - неразъемное устройство. На валу одного двигателя может быть несколько дисков. На каждую поверхность каждого диска приходится пара головок чтения/записи.

Слайд 14

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Монитор Рисунок20 нет Монитор служит для общения компьютера с пользователем. На нем компьютер отображает текст и рисунки. Изображение на мониторе состоит из отдельных маленьких точек, называемых пикселами.

Слайд 15

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Клавиатура Рисунок22 нет Клавиатура предназначена для ввода информации в компьютер. Клавиш на клавиатуре ПК больше, чем у пишущей машинки, потому что часть клавиш (серого цвета) предназначена для ввода в компьютер команд, а не символов.

Слайд 16

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Манипулятор “Мышь” Рисунок23 нет Мышь предназначена для ввода команд программ. При перемещении мыши ее шарик катится по столу и информация о направлении движения мыши передается в микропроцессору.

Слайд 17

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Звуковые колонки Рисунок24 нет Звуковые колонки подключаются к специальной плате-контроллеру - звуковой плате. Звуковая плата получает цифровые данные от микропроцессора и преобразует их в аналоговый электрический сигнал, подаваемый на колонки.

Слайд 18

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Принтер Рисунок25

Рисунок26

Рисунок27

Матричный

Струйный

Лазерный

Принтер служит для получения бумажных копий документов. Матричные и лазерные принтеры - черно-белые, струйные позволяют получать цветные документы.

Слайд 19

Заголовок Рисунки Подписи к рисункам Текст
Модем Рисунок28 нет Модем - устройство для подключения компьютера к телефонной сети. С помощью модема можно обмениваться данными с другими компьютерами и подключаться к Интернет.

ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Применение компетентности Уровень Демонстрируемые умения
ОЦЕНКА ВЫСОКИЙ В РАЗДЕЛЫ ВКЛЮЧЕНЫ ТОЛЬКО СЛАЙДЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕМАТИКЕ РАЗДЕЛА СООТВЕТСТВЕННО:

РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 2, 3, 14, 15

РАЗДЕЛ 2- СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 9

РАЗДЕЛ 3- СЛАЙДЫ 4, 7, 8

РАЗДЕЛ 4- СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13

РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 15, 16

РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 14, 17, 18

СРЕДНИЙ СЛАЙДЫ ВНУТРИ РАЗДЕЛА СКОМПАНОВАНЫ И РАЗМЕЩЕНЫ ЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНО.
НИЗКИЙ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ
ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСОКИЙ НИ В ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ НЕ ВКЛЮЧЕН СЛАЙД 19 И ИЗ КАЖДОГО ИСКЛЮЧЕНЫ ВСЕ СЛАЙДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕМАТИКЕ ДАННОГО РАЗДЕЛА
СРЕДНИЙ ВЫБРАН 1-2 ЛИШНИХ СЛАЙДА ИЛИ НЕ ВЫБРАН 1 НУЖНЫЙ
НИЗКИЙ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ