Познавательная игра "Счастливый случай" по естествознанию в 4-м классе по теме: "Человек и здоровье"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания детей, полученные в процессе изучения темы “Организм человека” по учебнику И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриевой “Естествознание”, развивать быстроту мышления, сообразительность, умение использовать полученные знания, пробуждать интерес к своему организму, желание беречь и охранять здоровье.

Оборудование: таблицы внутренних органов тела человека, карточки с названиями органов дыхания, органов пищеварения, скелета, бочонки с номерами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель: Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: бегать не уставая, плавать быстрее других ребят, чтобы тебя не мучила головная боль или бесконечный насморк, от которого глаза покраснели, и нос распух. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. А вот плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

Как же сохранить свое здоровье на долгие годы? Для этого каждый должен знать, как устроен человек, как работает его сложный организм, с юных лет нужно заботиться о своем здоровье, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, не вредить своему здоровью.

3. Сообщение темы и цели.

Ребята, в течение года мы с вами изучали как работает такая сложная машина, как человек, и сегодня вы должны применить свои знания в нашей познавательной игре, тема, которой “Человек и здоровье”. Правила игры знакомы вам по телевизионной игре “Счастливый случай”.

4. Построение команд, обмен приветствиями, выбор названий.

5. Представление членов жюри.

1 ТУР. Разминка.

Учитель поочередно задает командам вопросы, на подготовку дается 1минута.

За правильный ответ ставится по 1 баллу, в случае неверного ответа команде соперников дается возможность заработать очко.

1. команда 2. команда
1. Из чего состоит тело человека?

2. Благодаря чему человек может нагибаться, кувыркаться, бегать, прыгать?

3. Для чего человеку нужна нервная система?

1. Что составляет опору человеческого тела?

2. Что необходимо человеку для жизни?

3. Что более утомительно для человека стоять или ходить?

2 ТУР. Домашнее задание.

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Физкультминутка.

1команда проводит разминку для глаз “Страшилки” (приложение 1)

3 ТУР. “Заморочки из бочки”.

На доске “бочонки” с номерами, на обратной стороне “бочонка” записан вопрос. Команды по очереди выбирают “бочонок”, читают вопрос и отвечают. На подготовку дается 1минута, за правильный ответ-1балл.

Рисунок 1.

1 вопрос.

Из каких частей состоит тело человека?

2 вопрос.

Какие клетки входят в состав крови?

3 вопрос.

Как движется кровь по кровеносным сосудам и через сердце?

4 вопрос.

Назови типы зубов у человека.

5 вопрос.

Назови органы чувств у человека.

6 вопрос.

Из чего состоит наша пища?

Физкультминутка.

2 команда проводит разминку “Пчела”. (приложение 2)

4 ТУР. “Восстанови цепочку”.

Команды получают карточки с написанными на них органами дыхания и пищеварения. Их задача – расположить органы в том порядке, в каком они находятся в организме.

Рисунок 2.

Правильный ответ:

Нос
Трахея
Бронхи
Легкие
Рот
Пищевод
Желудок
Кишечник

5 ТУР. “Кто быстрее?”.

Команды получают конверты с карточками, на которых написаны названия костей скелета человека. Задание – как можно быстрее собрать скелет человека.

Рисунок 3.

6 ТУР. “Темная лошадка”

Командам поочередно читаются отрывки из текста учебника. Дети должны ответить, о каком ученом идет речь и какое открытие он сделал.

1 команда – стр. 90 И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриева “Естествознание”.

В Голландии в XVII веке жил простой торговец. Днем он продавал в лавке сукно, а вечером и в праздники, когда все отдыхали, изучал удивительные свойства шлифованных стекол. Божья коровка медленно ползла по тонкой травинке. Но стоило посмотреть на нее через выпуклое стекло –происходило чудо. Маленькое существо превращалось в пятнистого великана, а травинка в толстую палку. Однажды он рассмотрел под большим увеличением каплю воды из лужи и увидел там целый мир удивительных живых существ. Он назвал их “маленькими животными” …(Ответ: Антони Ван Левенгук - изобрел микроскоп и первым увидел микробов)

2 команда – стр. 71 “Естествознание”

Польский ученый проводил опыты с голубями. Он кормил птиц белым очищенным рисом. Через некоторое время страшные судороги сводили их лапки и запрокидывали головы. Но стоило больному голубю ввести немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться

И вскоре он становился совсем здоровым. Ученому стало ясно, что он владеет таинственным веществом, без которого невозможна жизнь. Ученый так и назвал это вещество –жизнь. К открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих у людей похожую болезнь под названием бери-бери. Ею страдали

Мореплаватели или люди, лишенные свежих овощей или фруктов …

(Ответ: Польский ученый Функ, открыл витамины, “вита”-жизнь. )

7 ТУР. “Гонка за лидером”.

Команды отвечают на вопросы, учитель засекает время.

За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Команде, показавшей лучшее время – 1 балл.

Команде, ответившей на большее количество вопросов - 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1. Как называют распорядок дня? (режим).

2. Что укрыто в черепной коробке? (мозг).

3. Какую часть тела назвали в честь маленького животного? (мышцы).

4. Правильное положение тела в пространстве? (осанка).

5. Сколько зубов у человека?(32)

6. Кого называют “вредными невидимками”? (микробы).

7. Какое яблоко нельзя съесть? (глазное).

8. Какие животные являются чемпионами слуха? (дельфины, киты, летучие мыши).

9. Люди, которые рано встают и рано ложатся спать? (жаворонки).

10. Самый лучший отдых для мозга? (сон).

Вопросы 2 команде:

1. Утренняя гимнастика…(зарядка).

2. Сердце взрослого человека размером с…(кулак).

3. Какой орган человеческого тела называют и “фильтром”, и “сторожевым псом”, и “печкой”? (печень).

4. Что в организме человека сравнивают с компьютером? (мозг).

5. В ухе человека есть стремя, наковальня и…(молоточек).

6. Назови орган вкуса…(язык).

7. Какое животное терпеть не может сладкого? (кошка).

8. Какая улитка не может ползать? (ушная).

9. Люди, которые поздно встают и поздно ложатся спать? (совы).

10. Фрукты, овощи, зелень содержат много …(витамина С).

Сравнивается время, и подсчитываются очки.

6. Подведение итогов игры.

7. Награждение победителей.