Урок-праздник. Бинарный урок по ИЗО, труду и литературному чтению на тему: "О чем могут рассказать игрушки?" (с использованием защиты проектов в технологии "Intel")

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тема урока: О чём могут рассказать игрушки.

Форма урока: Урок – праздник “Ярмарка игрушек”, бинарный урок с элементами защиты проектов, в технологии “Intel”, объединяет 3 предмета: ИЗО, труд, литературное чтение. Темы уроков: трудовое обучение – “О чём могут рассказать игрушки?”, ИЗО – “О чём могут рассказать игрушки?”, чтение – “Народная мудрость в фольклоре и произведениях баснописцев”.

Цели:

  • Расширить знания учащихся народных промыслах и истории игрушек;
  • Помочь изучить их характерные черты и узнать о практическом их применении;
  • Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

В своей работе одной из главных задач обучения ставим формирование в сознании школьников целостной научной картины мира, реализация идеи “единого знания”. Эта идея находит свое воплощение через принцип интеграции.

На наш взгляд, ведущими технологиями нашего урока являются – ИКТ (информационно– коммуникативные технологии).

Использование ИКТ уроке позволило развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроке позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ позволило:

– активизировать познавательную деятельность учащихся;

– провести урок на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

– индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

ИКС-инструментальная компьютерная среда для организации урока.

Основные функции ИКС– демонстрация фрагментов урока с применением слайдов и вызова тестовых заданий, загадок, которые использовались на уроке. Это помогло в конструировании урока и формировании электронной поддержки для него.

Использование мультимедиатехнологий активизирует познавательную деятельность ученика, формирует умения работы с информацией.

Приложения 1, 2.

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

Продумывание учителем темы проекта

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел:

“Жизнь и искусство”, в соответствии с программой учебных предметов “Изобразительное искусство 1 – 4 класс”, “Трудовое обучение 1 – 4 класс”; “Устное народное творчество”, “Страницы русской классики” в соответствии с программой предмета “Литературное чтение 1 – 4 класс”.

Тема проекта “О чём могут рассказать игрушки”.

Время проведения: ноябрь – декабрь.

Выбор возрастной категории учащихся

3 класс учащихся.

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

“О чём могут рассказать игрушки?”

  • Для чего создаются игрушки?
  • Могут ли игрушки говорить?

Формулирование дидактических целей проекта

  • расширить знания учащихся народных промыслах и истории игрушек.
  • изучить характерные черты игрушек и узнать о практическом их применении.

Формулирование методических задач

  • содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
  • воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;
  • формирование эстетического вкуса учащихся;
  • научить обрабатывать и обобщать полученную информацию;
  • научить создавать и изготавливать игрушки из различных материалов;
  • способствовать творческому самовыражению учащихся.

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

У каждого человека есть игрушки, даже взрослые люди не спешат с ними расставаться. Но некоторыми игрушками нельзя играть. Мы решили узнать, для чего создают игрушки.

Темы исследований:

  • Чем знаменито Дымково?
  • Петрушка вернулся!
  • Праздник из воздуха.
  • То ли куклы, то ли люди…
  • Теневой театр.
  • Деревянные игрушки.
  • Ёлочные игрушки.
  • Красота в твоих руках.
  • Необыкновенная красота.
  • Куклы-бибабо.
  • Чудо полосатое и свистит.
  • Двигающиеся игрушки.

Выдвижение гипотез решения проблем

Игрушки нужны для того, чтобы развивать речь. Куклам можно доверить все свои тайны. Твоя игрушка никому не расскажет, никогда не обидит. Она (он) как преданный друг. Игрушка может заменить друга. Игрушки не умеют говорить, но они умеют слушать.

Игрушки созданы не только для игр, но и для подарков – сюрпризов.

Игрушки могут говорить, когда их озвучивает человек Мы думаем, что игрушки делают для игры, для развлечения детей и взрослых их можно дарить. Игрушки могут рассказать о том, какой у них хозяин, бережёт ли он их, какой игрушка национальности, для чего она создана.

Игрушки могут рассказать о том, что человек богатый, бедный, чистоплотный. Игрушки создают для игры, купания, красоты, представления.

Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.

  • “Ярмарка игрушек” (общий проект);
  • “Золотые руки”;
  • “Весёлые игрушки”;
  • “Игрушечная сказка”;
  • “Моя тень”;
  • “Сказка для взрослых и детей”;
  • “Весёлые игрушки”;
  • “Чудо-игрушки”.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 2 – 3 человека, определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации и театрализованного представления.

Обсуждение плана работы учащихся в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: опрос, посещение библиотеки, наблюдение, изготовление игрушек, обработка сведений и оформление результатов исследования.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете, книги: “Русские художественные промыслы” О.С.Попова, “Ремёсла на Руси” издательство “Художник РСФСР”, книги серии “Народные промыслы”, журналы: “ПО фольклонным островам”, “Традиции, обычаи, обряды”, “Весёлое новогодие” “Праздник”, серии “Искусство детям” и др., опросы (дошкольников, одноклассников, соседей), мультимедиаиздания (энциклопедия “Кирилла и Мефодия”). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Результатом обсуждения стал план с точным указанием объектов исследования. Группа 1 – необычные игрушки, пальчиковые куклы. Группа 2 – Чем знаменито Дымково? Игрушки – петрушки. Группа 3 – воздушный шарк, куклы марионетки. Группа 4 – богородская игрушка, теневой театр. Группа 5 – ёлочные игрушки, игрушки – петрушки. Группа 6 – матрёшка, куклы – бибабо. Группа 7 – филимоновская игрушка, куклы с движением.

Самостоятельная работа групп

Сбор и обработка информации по теме исследования, изготовление моделей,

Учитель консультирует, помогает, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации: доклад на 5 – 7 минут с театрализацией. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя, ученики, родители (Приложение 3).

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом и индивидуально каждого ребенка с учётом его психологических и интеллектуальных особенностей. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Урок – праздник “Ярмарка игрушек”

Тема: О чём могут рассказать игрушки

Цели:

  • Расширить знания учащихся народных промыслах и истории игрушек;
  • Помочь изучить их характерные черты и узнать о практическом их применении;
  • Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

Оборудование:

Шаблоны дымковских и филимоновских игрушек, две большие матрёшки без узоров, вырезанные из цветной бумаги украшения для матрёшек, ширма для кукольного театра. Шары, ёлочные игрушки. Футляры от киндер сюрпризов, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, слайдовая презентация (Приложение 1).

Ход урока:

Кабинет украшен шарами, народными игрушками, театральными куклами, на доске написан основополагающий и проблемные вопросы.

Основополагающий вопрос: О чём могут рассказать игрушки?

Проблемные вопросы: Для чего создаются игрушки? Могут ли игрушки говорить?

Звучит русская плясовая музыка.

1 Учитель: На ярмарку!
На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь игры и игрушки
Давно вас ждут, друзья!

2 Учитель: Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Детские подарки
Красивы и ярки.
Ребятам продам за пятак,
А девчонкам отдам я так.

Ученик: Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
Третий класс, третий класс
Пригласил на праздник вас!

1 Учитель: (слайды 1 -2) Мы рады всем, кто пришел на нашу ярмарку игрушек. Интересно, а о чем могут рассказать игрушки? На этот вопрос мы постараемся найти ответ на ярмарке. А теперь, ребята, подумайте и скажите, для чего создаются игрушки? (дети озвучивают свои гипотезы) А могут ли игрушки говорить? (детские гипотезы)

Ученик: Для чего создаются игрушки:
Куклы, мячики, птицы, зверюшки?
Для того, чтоб ими играть
И способности развивать.
Днём все куклы и мишки молчат,
Но, зато, говорят по ночам,
Как бывает им грустно и больно,
Если мы их ломаем невольно,
Если бросим в углу и забудем...
Утром вновь улыбаются людям.

2 Учитель: Каких только игрушек нет на ярмарке! Узнаете их или нет? Отгадайте загадку:

Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Вот свистульки – петушки,
Расписные петушки!

(Дети называют дымковские и филимоновские игрушки.)

2 Учитель: А узнать подробнее об этих игрушках нам помогут ваши проекты.

Презентации фрагментов проектов (слайды 3 – 9)

2 Учитель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки? Чем различаются? (делаются из глины, служат для украшения, свистульки-зазывалки, филимоновские несколько вытянуты и появились позднее, они из синей глины; дымковские (из красной глины) — на белом фоне, филимоновские и на желтом; узоры простые: линии, точки, полоски). Стать мастером не так-то просто. Нужно пройти конкурс, показать свои таланты в рисовании и лепке, и только самые талантливые становятся подмастерьями, и целый год их обучают мастера. А потом начинаются поиски собственного стиля, чтобы игрушки были непохожими на других, но выполнялись традиции промысла. Сейчас каждый из вас попробует себя в роли художника. Вас приглашает ремесленная мастерская.

Дети украшают орнаментами шаблоны дымковских и филимоновских игрушек. Звучит музыка, по окончании работы все показывают свои изделия

1 Учитель: В этой кукле расписной
Восемь штук — одна в одной!
А восьмая крошка —
Размером, как горошина!

(Дети называют отгадку — матрешка)

Презентация проекта (слайды 10 – 12).

1 Учитель: Работу над этими матрешками художники не закончили, не придумали узоры. Ваша задача — составить узоры для матрешек и выполнить их в технике аппликация. А еще вам предстоит всей командой сочинить про свою матрешку потешку, пользуясь опорными словами.

1 группа: Алена — зеленый, 2 группа: Ивашка — рубашка, цветы — красоты смелый — умелый

Пока звучит песня “Русская Матрешка”, ребята выполняют задание и показывают его.

2 Учитель (показывает богородскую игрушку):

За такими мастерами
Вряд ли кто угонится.
Оттого-то рядом с нами
Всем работать хочется!

Презентации проектов(слайды 13-17)

Проводится динамическая игра “Богородская игрушка” (Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается мужик и медведь им в руки даются молоты из плотного картона. Мужик и медведь садятся лицом друг к другу остальные участники игры становятся за ними и держат впереди стоящего за локоть. Задача: Привести свою игрушку в действие одновременно выполняя движение рукой .)

Звучит русская музыка, из-за ширмы появляется IIетрушка

Петрушка: Эй, девчонки и мальчишки,
Озорные ребятишки!
Вы меня не ждали?
Вы меня узнали?
Не простая я игрушка,
Ну-ка, хором,
Я – . . .Петрушка!

1 Учитель: Петрушка, наши ребята не только узнали тебя, но и изучили твою родословную.

Презентация проекта и детских театральных кукол (слайды 18 – 21).

Петрушка: Почтеннейшая публика!
Только сейчас и только у нас
Одно представление кукол для вас!
Мимо не проходите!
Спектакль наш поглядите!

Показ спектакля кукол “Стрекоза и Муравей”

Петрушка: Замечательно! Восхитительно! А знаете ли вы, уважаемые, какие еще мои братья и сестры показывали представления?

Дети называют: куклы-бибабо, пальчиковые куклы, куклы-мараонетки.

Презентация проекта Рыбка и показ басни “Кукушка и Петух” (слайды 22 – 28)

2 Учитель: Управлять марионетками не так-то просто. Бывают куклы, которыми управляют сразу несколько кукловодов — более 30 нитей соединяют куклу и ее хозяев. Мы предлагаем вам сыграть в игру “Марионетка”.

 

Проводится игра “Марионетка” (Класс делится на тройки. Два участника кукловоды, один кукла марионетка. Задача кукловодов без слов “заставить” марионетку выполнять движения.)

2 Учитель: Из чего же можно изготовить кукол-марионеток? Из чего угодно: из ниток, старых балок, пенопласта, старых погремушек. Нужна только фантазия и все получится. А бывают Игрушки, которые делают из совсем необычных материалов. И сейчас мы с ними познакомимся.

Презентация проекта (слайды 29 – 32)

1 Учитель: И вновь мы в ремесленной мастерской. У нас в руках футляры от киндерсюрпризов, толстые нитки, салфетки, цветная бумага и клей. Осталось немного пофантазировать и из всего этого создать необычную игрушку. Пусть это будет поросенок.

Технология изготовления игрушка, изготовление и применение

1 Учитель: Кто из вас знает, почему в канун Нового года мы украшаем ёлки?( ответы детей). Существует несколько версий и легенд, которые рассказывают об этом. Хотите узнать одну из них?

Презентация проекта (слайды 33 – 36)

2 Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Хочется знать, нравиться ли вам на нашей ярмарке? Какое у вас настроение? (ответы детей) Отчего же оно хорошее?(обратить внимание на украшение кабинета, шары) Как вы думаете, для чего это вокруг разноцветные шарики? (ответы детей) Оказывается, воздушный шарик родился очень давно.

Презентация проекта (37 – 46)

1 Учитель: Ну вот и все. Ярмарка игрушек заканчивает свою работу. Но вы можете самостоятельно продолжать по ней путешествие и узнать еще много нового и интересного. А мы с вами вернемся в начало нашего пути и попробуем теперь ответить на вопросы:

Зачем создаются игрушки?
О чем могут рассказать игрушки?

Выводы детей

Ученик: Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушка — не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат нами,
Обижать мы их не станем!

2 Учитель: Вы сказали, что игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение. Приближается замечательный праздник — Новый год. Мы о т души поздравляем вас. А в память о нашей ярмарке всем ребятам и гостям хотим подарить эти игрушки. Пусть настроение у вас будет радостным, а наступающий год счастливым.

Звучит музыка, всем дарят шарики и елочные игрушки.