Нестандартный урок технологии по теме: "Уход за одеждой"

Разделы: Технология


План урока “Золушка-мастерица приглашает поучиться”

Раздел: “Уход за одеждой”

Цели урока:

  • Обучающая - сформировать у учащихся знания, а также умения выполнять ремонт распоровшихся швов, ухаживать за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей;
  • Развивающая – развивать внимательность и аккуратность в работе, получить сведения об уходе за одеждой и её ремонте;
  • Воспитательная – воспитывать культуру труда, заинтересованность в конечном результате.

Класс: 5 класс

Наглядное обеспечение: учебник “Технология” 5 класс, инструкционно-технологические карты и образцы изделий с выполненным ремонтом распоровшихся швов, плакат с изображением символов по уходу за изделиям, терминология ручных и влажно-тепловых работ, инструкции по технике безопасности, демонстрационный плакат “Золушка”.

Инструменты, приспособления, материалы, оборудование: иглы, ножницы, напёрстки, ткань, утюг.

Технические сведения: организация рабочего места и правила безопасного труда, технология ремонта распоровшихся швов, приёмы ВТО, контроль качества работы.

Межпредметные связи: физика, химия.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные ( инструктаж по ремонту ), наглядные (работа по ИКТ), практические (выполнение ремонта), репродуктивный (вводный и текущий инструктаж), проблемно-поисковый(нахождение на изделии ярлыка и самостоятельное составление условных обозначений на одежде).

Практическая работа на уроке (план практической работы записан на доске ): ремонт распоровшихся швов, закрепление знаний об условных обозначениях на ярлыках одежды, уход за одеждой.

Профориентация: швея.

Время: 2 урока по 45 мин.

Девиз урока: “ Береги честь смолоду, а платье – с нову”.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, создание настроя на самоорганизацию.

II. Повторение

Повторение материала по ремонту одежды штопкой и заплатой ( с опорой на образцы ). Две группы смешанного состава отвечают на вопросы учителя ( учитывается быстрота, правильность, полнота ответов, количество отвечающих ).

- Нужно ли ремонтировать одежду и почему?

- Какие вы знаете способы ремонта и где каждый из них целесообразно применять?

- Какими стежками пришивают заплату?

- Какие условия необходимо выполнять при ремонте для обеспечения прочности и увеличения срока эксплуатации изделия?

III. Технические сведения

…Добрая Золушка…

Оставшись без красавицы-мамы маленькой девочкой, она изо дня в день выполняла всю чёрную работу: мыла кастрюли, чистила посуду, до блеска натирала полы в комнате мачехи и её дочерей…

А вы знаете, почему её прозвали Золушкой?

Вечером после окончания работы бедная девочка садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре её прозвали Золушкой.

Сегодня на уроке мы перенесёмся в сказку “Золушка”. (Демонстрация плаката с платьями сестёр. Подведение учащихся к цели урока: отремонтировать бальные платья сестёр).

Учитель раздаёт учащимся одежду с помощью дежурных. Одновременно с рассказом-сказкой учащиеся внимательно рассматривают одежду и находят места разрыва.

Недели напролёт обе сестрицы занимались своими нарядами, готовясь на бал в честь Принца, а это доставляло ещё больше хлопот бедной Золушке, которая без конца шила, порола, крахмалила оборки и укорачивала платья. Как вы думаете, в каких местах чаще всего разрывается одежда? Хотите научиться ремонтировать? Золушка делает эту работу быстро тщательно и аккуратно. Какие же правила техники безопасности она соблюдает при этом?

(Учащиеся называют или читают по одному правилу ТБ).

Распоровшиеся швы – частое явление. В одежде есть определенные места, которые подвергаются большей нагрузке. В зависимости от места расположения распоровшегося шва применяют различные способы его ремонта. Самый надёжный и качественный – это ремонт с помощью швейной машины (машинной строчкой ), но если шов находится в недоступном месте, то используют ручные стежки, имитирующие машинную строчку.

Ремонт распоровшегося шва (демонстрация).

Рассматриваются способы ремонта: повреждённого участка машинной строчки петлеобразным стежком, обмётанный срез шва петельной строчкой, потайными подшивочными стежками.

Учитель рассказывает учащимся, что уход за одеждой включает в себя:

  • стирку;
  • ВТО;
  • чистку;
  • мелкий ремонт;
  • хранение.

Далее остановиться на особенностях ухода за одеждой из х/б и льняных тканей, правилах хранения одежды.

IV. Самостоятельная работа учащихся. Инструктаж

Практическую работу проводить по плану на доске с использованием раздаточного материала и ИКТ учебника, стр. 150, 153. Соблюдать правила техники безопасности и НОТ.

Учащиеся, раньше других справившиеся с работой, становятся консультантами, либо для них предусматривается максимум-задание (карточка).

V. Оценка работы, подведение итогов

Выбор лучших образцов, оценка.

VI. Закрепление изученного

Указать последовательность действий при ремонте повреждённого участка машинной строчки.

Установить соответствие между рисунком символа и его значением.

При ВТО одежду:

  • приутюжить
  • заутюжить
  • отутюжить
  • разутюжить

VII. Дифференцированное домашнее задание

  1. Доделать работу не справившимся.
  2. Произвести ремонт домашней одежды и белья.

Выполнить задание ИКТ по предложенному образцу.

 VIII. Уборка рабочих мест и кабинета