Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления

Разделы: География


Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с видами и причинами возникновения стихийных природных явлений, районами их распространения.

2. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России, о внутренних и внешних процессах развития рельефа, умения работать с географическими картами. Рассказать о деятельности человека по формированию рельефа.

3. Воспитывать самостоятельность, чувство долга, развивать интерес к географии.

Оборудование: физическая карта России, таблицы, карты атласа, контурные карты, картины, фрагмент видеофильма “Землетрясения”.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы:

  • наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, проблемно – поисковый, репродуктивный;
  • коллективные, индивидуальные, групповые, дифференцированные.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

II. Этап проверки домашнего задания.

1. Индивидуальная работа.

Задания:

- На контурную карту России нанесите месторождения:

а) нефти – 3 чел.

б) каменного угля – 3 чел.

в) железной руды – 3 чел.

Установите соответствие между полезными ископаемыми и их месторождениями – 3 чел.

Апатиты Бодайбо
Газ КМА
Железная руда Кузбасс
Золото Самотлор
Каменный уголь Уренгой
Нефть Эльтон
Соли Хибины

- Какие из перечисленных полезных ископаемых связаны с осадочным чехлом платформ?

2. Фронтальный опрос.

  • Сравните тектоническую и геологическую карты, расскажите о геологическом строении Урала.
  • От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
  • Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
  • Дайте оценку минерально-сырьевой базы страны.
  • Покажите на карте месторождения медных, никелевых, алюминиевых руд, золота, алмазов.
  • Как вы думаете, из каких районов России использовался гранит для облицовки набережных Москвы и Санкт-Петербурга.

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

1. Объяснение учителем.

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли?

Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы:

  • внутренние (эндогенные)
  • внешние (экзогенные).

Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах так и на платформенных равнинах. В областях древнейших складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических движений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрождённых высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причём амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.

Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод: рек, ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков рельеф, создающийся мерзлотными процессами.

2. Работа с картосхемой в учебнике.

По карте “Новейшие тектонические движения ” определите области слабых, сильных и интенсивных движений с преобладанием поднятий участков земной коры.

3. Самостоятельная работа по тексту учебника.

Прочитайте отрывок из статьи “Древнее оледенение на территории России”.

Проблемный вопрос.

- Какие территории нашей страны испытывали наибольшее влияние ледника? По карте учебника и атласа определите южную границу распространения покровного оледенения.

(Самым крупным было Днепровское оледенение, центрами которого в Евразии служили: горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга. Отсюда лёд распространялся на близлежащие территории).

Физкультминутка .

4. Работа с новыми терминами и понятиями.

Доска : эндогенные процессы, экзогенные процессы, новейшие тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, эрозийный рельеф, эоловый рельеф, дюны, обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели.

Какие из этих понятий вам уже знакомы, а какие встретились впервые?

Найдите в учебнике и прочитайте значение новых понятий.

Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходило таяние льда?

5. Работа в группах (с дополнительной литературой)

- Прочитайте отрывки из статьи и сообщите, в каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра, деятельность человека, стихийные природные явления?

I группа: II группа:
деятельность ветра; деятельность текучих вод;
III группа: IV группа:
деятельность человека; стихийные природные явления.

IV. Этап усвоения новых знаний.

1. Отчёт групп о выполненной работе.

2. Просмотр видеофрагмента “Землетрясения”.

Просмотрите видеофрагмент и скажите, участвуют ли землетрясения в рельефообразовании? К каким процессам они относятся (эндогенным или экзогенным)?

Какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны ли они для жизни человека?

3. Работа с контурной картой .

На контурной карте отметьте сейсмоактивные районы нашей страны, районы, где могут происходить извержения вулканов, сели, оползни.

Составление таблицы.

Рельефообразующие процессы.

Эндогенные процессы

  • разломы
  • сбросы
  • вулканизм
  • землетрясения

Экзогенные процессы .

  • текущие воды
  • реки
  • ледники
  • деятельность ветра
  • мерзлотные процессы

V. Этап закрепления новых знаний.

- Какие процессы происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Когда было древнее покровное оледенение?

Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра?

Какие стихийные явления связаны с литосферой?

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании:

Параграф № 8, задание 8 на к/карте.