Урок математики в 5-м классе по теме: "Выпуклые и невыпуклые четырехугольники"

Разделы: Математика


Цели: Познакомить учащихся с понятием выпуклого и невыпуклого четырёхугольника.

Научить учащихся различать данные четырёхугольники, находить сумму углов четырёхугольника.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка знаний учащихся.

Устная работа

1) Подставьте вместо звёздочек нужные числа:

а) 1/4 : * = 1/12; б) 3/4 : * = 1/8; в) 2/* : 2 = 1/5; г) */6 : 20 = 1/24

*) Найдите дробное и натуральные числа, чтобы их произведение равнялось 16.

X · n = 16

2) Найдите периметр и площадь дачного прямоугольного участка, если его длина 10м и 8? м.

Р = (а + в) · 2 Р = (10 + 8?) · 2 = 18? · 2 = 37 (м)
S = а · в S = 10 · 8? = 85 (м?)

III. Изучение нового материала.

– Скажите, пожалуйста, чаще всего какую геометрическую фигуру вы увидите, если посмотрите на свою дачу сверху?

– Какие четырёхугольники вам уже известны из курса начальной школы? Что вы о них можете сказать?

– Помимо этих четырёхугольников существует ещё несколько видов четырёхугольников, с которыми мы познакомимся дальше в курсе математики.

Стр. 162

№322. Работаем вместе с детьми.

  1. 1, 7, 11 – два соседних угла тупые, две стороны параллельны
  2. 2, 12, 9, 8, 6, 3 – противоположные стороны попарно параллельны
  3. 3, 6 – прямоугольники
  4. 5 – все стороны разные
  5. 4, 10 – Что можно сказать об этих четырёхугольниках?

Рассматриваем вопросы 3), 4), 5).

– Как можно назвать остальные четырёхугольники?

[Надутенькие. – Можно?]

– А теперь изобразите в тетради несколько четырёхугольников (выпуклых и невыпуклых).

– А теперь давайте всё-таки попробуем сделать вывод, какой – же четырёхугольник является выпуклым, а какой – невыпуклым?

№325. (чертёж на доске).

– Сделайте вывод: Какие же четырёхугольники являются выпуклыми, а какие невыпуклыми?

– Что такое диагональ? Какой отрезок мы так называем?

– Какой вывод можно сделать?

– А теперь измерьте углы первого выпуклого четырёхугольника и найдите их сумму.

– А как измерить углы в невыпуклом четырёхугольнике? Можно это сделать сразу же?

– Чему равна сумма углов треугольника?

– На сколько треугольников разделит одна диагональ выпуклый четырёхугольник?

– Так, как по вашему, чему должна равняться сумма углов четырёхугольника?

– Получилось это значение у вас или нет?

IV. Итог урока. Задание на дом.

– С какими геометрическими фигурами мы сегодня познакомились?

– Как определить, какой четырёхугольник является выпуклым, а какой - невыпуклым?

– Как расположены диагонали в этих четырёхугольниках?