Урок русского языка по системе развивающего обучения на тему: "Обобщение изученного. Орфограммы в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах;
  • учить видеть и определять на слух эти орфограммы;
  • развивать речь учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и принадлежности для письма.

2 . – Начать урок я хочу стихотворением А. Шибаева “Грустные вести”.

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть и
очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

(письмо вывешивается на доску)

- Посмотрите на доску, прочтите Мишкино письмо. Что можете сказать?

-У-ся: Письмо написано с ошибками.

- Какие правила надо выучить Мишке?

- У-ся: Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением; правописание парных согласных в корне; правописание непроизносимых согласных в корне.

- Давайте, исправим ошибки в письме Мишки.

(учащиеся называют слова, написанные с ошибками, орфограмму, проверочные слова )

- Что общего у этих орфограмм?

- У-ся: Все орфограммы корневые.

- Чем отличаются?

- У-ся: Разные способы проверки.

3. – Как вы думаете, если Мишка только выучит правила, он сможет грамотно писать?

- У-ся: Нет, надо упражняться.

- Давайте покажем Мишке, как надо работать с этими орфограммами. Откройте учебник на странице 125, найдите упражнение № 249.

Прочитайте слова про себя. Что можете сказать?

- У-ся: Все слова с корневыми орфограммами.

- Прочитайте задание к упражнению.

- У-ся: Разделите слова на три группы по орфограммам.

- Задание будете выполнять по вариантам:

1 вариант - выписать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, вставить пропущенные буквы, доказать, что написали верно;

2 вариант – с парными согласными;

- Проверка: над какими орфограммами работали? Как проверяли? Что у них общего?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.

- Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

Прочитайте слова, которые не выписали. Что можете про них сказать?

- У-ся: Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

- С этими словами вы будете работать дома.

4. – Посмотрите, ребята, сегодня нам тоже пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно.

(На конверте написано: Из зимнего лагеря от Мишки.)

- Прочитаем письмо:

Здравствуйте, ребятки!

Я опять отдыхаю в лагере.

Какая зимой в лесу красота! Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубки. А на верхушках деревьев появились белые шапки.

Радостные чувства переполняют меня! А посмотрите, сколько орфограмм я использовал в своем письме и не ошибся! Спасибо вам за науку!

PS: Найдите орфограммы в моем письме.

- К кому обращается Мишка? С чем?

- Кто услышал, какие орфограммы в письме?

- Мишка просит вас найти орфограммы в письме, на доску я выписала отрывок из письма.

Спишите его, подчеркните слова с корневыми орфограммами.

Списывание.

Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубки. А на верхушках деревьев появились белые шапки.

- У-ся: (Проверка) Я подчеркнул слово тяжелые, в нем орфограмма безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово тяжесть. (аналогично с другими словами)

5. Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- У-ся: Находить корневые орфограммы и доказывать написание слов с этими орфограммами.

- Что общего у этих орфограмм? Чем отличаются?

- У-ся: Все орфограммы в корне, но у них разные способы проверки: у безударных гласных и парных согласных 2 способа проверки: словообразование и словоизменение, а у непроизносимых согласных только 1 способ: словообразование.

- А сейчас поиграем в игру “Скажи быстро!” Я буду называть слова с корневыми орфограммами, а вы – проверочные слова. Помните о способах проверки!

Тропа, трава, стена, скрипят;

Сторожка, указка, посадка, травка, лягушка;

Вестник, местный, скоростной, злостный.

- Как проверить безударные гласные? Парные согласные? Непроизносимые согласные?

6. – Кто помнит домашнее задание? Запишем в дневник: с.125, №249.

- Кому понравилась собственная работа на уроке?

- Молодцы! Спасибо, урок окончен.