Конспект урока математики в 1-м классе по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" (по программе Петерсон Л.Г.)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательная: изучение нумерации двузначных чисел; сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (закрепление правил); сравнение двузначных чисел.
  • развивающая: формирование вариативности мышления, развитие умения анализировать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
  • воспитательная: создание благоприятной среды для развития учащихся, формирование познавательных мотивов учения, развитие коммуникативных качеств личности.

Оборудование:

  • изображение медвежонка Винни-Пуха, праздничного пирога, свечей;
  • конверт с письмом от Королевы математики;
  • набор геометрических фигур для графического изображения чисел;
  • опорные схемы;
  • сигнальные карточки;
  • рисунок букета цветов, цветы синего и красного цвета;
  • аппликации животных из частей квадрата;
  • учебник-тетрадь “Математика 1 класс”. Часть 3. Л.Г. Петерсон
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

- Проверьте, дети, свою готовность к уроку математики.

Проверяют наличие тетрадей, наглядных пособий, схем задач и др.
II. Математический диктант.  
- Какое сегодня число?

Расскажите, что вы знаете о числе 15.

15 апреля

- оно двузначное,

- в нем 1 десяток 5 единиц,

- соседи 14 и 16.

- А я вам, ребята хочу сообщить, что это число тем замечательно, что 15 апреля день рождения … Винни-Пуха (вывешивается изображение медвежонка).  
- Вы узнаете, сколько он пригласил гостей, если уменьшите число 10 на 1. Выкладывают карточки с цифрами.

- 9.

- Когда Винни-Пух заказал праздничный пирог узнаем, если назовем число, в котором 1 дес. 3 ед. - 13.
- Разность чисел 15 и 4 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям. - 11.
- Расставьте ответы в порядке возрастания. 9, 11, 13, 15.
- Установите закономерность и продлите ряд на 3 числа Каждое последующее число больше предыдущего на 2.

… 17, 19, 21.

- Какое число “лишнее”? Почему? - “Лишнее” число 9, т.к. оно не двузначное, а остальные числа двузначные.
- Какое число мы называем двузначным? - Двузначное число – число, которое записывается двумя цифрами, левая показывает число десятков, правая – число единиц.
III. Постановка учебной задачи.  
- Мы встречались с этими числами на прошлом уроке.  
- Что мы учились делать с двузначными числами ? - Складывать и вычитать двузначные числа.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему “Сложение и вычитание двузначных чисел”.  
- А ваши знания помогут Винни-Пуху справиться с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы его день рождения состоялся, на праздничном пироге зажглись свечи. Сама Королева математики прислала Винни-Пуху письмо. В нем ключи к нашей теме. Что же в письме? Попробуем догадаться.  
- Изобразите графически число 31, 4. эти числа нужно сложить. Как это сделать? На доске.

Надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы.

IV. Применение знаний.  
- Откройте учебник на странице 70 № 1 (а). Изобразите графически сумму чисел 31 и 4. На доске и в тетрадях.
- Какое число получили? Запишите его. 35
- Посмотрите на схему выражения под буквой (б). Число 4 заменили числом 40.
- Что заметили? Вместо 4 единиц надо прибавить 4 десятка (число 40). Сама.
- Зарисуйте сумму 31 и 40, запишите ее числом.  
- Каким правилом пользовались? Сумма равна 71.
- Ребята, давайте “оживим” это правило. Мальчики выполнят роль десятков, а девочки - единиц.

Мальчики I вариант.

Девочки II вариант.

Какое число получилось?

Десятки прибавляем к десяткам…

У доски выполняется сложение: 31 + 4 и 31 + 40.

Выходят по рядам.

- Ритмичный счет десятками до 100 и обратно (в парах стоя).  
- Вот теперь мы можем посмотреть, что же внутри письма от Королевы математики.  
- Ребята, что это? - Схемы выражений.

д е + е д е + д е

д е + д

- Какие же схемы мы уже повторили?  
- Кто может вспомнить правило для двух других схем? Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.
- Молодцы, зажглась одна свеча на пироге! (На рисунок пирога прикрепляется одна свеча). д е - е д е - д е

д е - д

V. Самостоятельное применение знаний.  
- Пользуясь этими схемами, я предлагаю выполнить следующие выражения в № 1 с. 70 с помощью графического изображения чисел. Все выполняют № 1
- Тем ребятам, кто может без графического изображения чисел выполнить сложение и вычитание двузначных чисел, предлагаю № 2 с. 70. Все выполняют № 2

Встанут те, кто выбирает № 1 и те, кто № 2.

- У кого возникнет затруднение, выставляем знак “проблема”.

?

- Выполняем проверку, зажгли свечу.

(Ответы вывешиваются на доску).

Опора на схемы.
- Какими правилами пользовались?  
VI. Геометрический материал.

Игра “ Танграм”.

 
- Эти ответы для Винни-Пуха принесли животные, которые получились у вас при составлении аппликаций из частей квадрата.  
- Это гости Винни-Пуха.  
- Вывесите свои работы на доску, кто хочет.  
- Те ребята, которые составили фигуры по своему замыслу, подарят свои аппликации имениннику. Вывешивают на доску аппликации, выполненные дома по заданию из учебника № 5 с. 69.
- Выйдем и посмотрим на работы друг друга. Это было очень интересное задание. “Зажигают” свечу.
Физкультминутка.

- Попробуем изобразить как двигаются эти животные: кенгуру – прыгаем, страус – наклоняемся (прячет голову), журавль – летит из теплых стран.

 

Дети изображают движения животных.

VII. Сравнение двузначных чисел.  
- Посмотрите на с. 70 учебника, кто спешит в гости к Винни-Пуху? Пятачок и ослик ИА
- Мы должны помочь им доставить подарки. Для этого прочитаем задание № 3.  
- Что такое равенство? Выражение, левая часть которого равна правой.
- Попробуем составить эти равенства из чисел: 40, 8, 48 На доске изображение весов

48 = 40 + 8

- Кто может составить другое равенство из этих чисел? 48 - 8 = 40
- Кто может сам составить двумя способами, выполните задание под (б) в № 3 в парах. Работают в парах, составляют равенства.
- Кому трудно, поднимите сигнальную карточку (учитель оказывает индивидуальную помощь). Проверка у доски, “зажигаем” свечу. Дети, которые затрудняются, выполняя задание, поднимают сигнальную карточку.

?

- Какое правило помогло справиться с этим заданием? Схемы 1 – 4.
Физкультминутка (Идем в гости к Винни-Пуху).

“Кочка” - присесть,

“стог” - встать,

“тропинка” - руки в стороны,

“дорожка” - руки вперед.

Мы шли-шли-шли – землянику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем искать опять.

 

Дети выполняют соответствующие движения.

 

 

 

Шагают, приседают.

VII. Решение составных задач. № 4 с. 71.  
- Послушайте задачу и подберите схему к этой задаче. Показывают схему задачи.
- Откройте с. 71 № 4 и проверьте себя.  
- Заполним схему.  
- Как решить задачу. Известно, что с одной грядки собрали 27 кг клубники, а со второй – на 15 кг меньше. Надо узнать сколько клубники собрали с двух грядок.

- Чтобы это узнать, надо сложить клубнику, которую собрали с I грядки и со II грядки.

- Почему? - Ищем целое.

Сразу мы это сделать не можем, т.к. неизвестно сколько клубники собрали со II грядки. Чтобы это найти надо из 27 вычесть 15, т.к. ищем меньшее число.

- Какое же будет I действие? 27 – 15 = 12 (кг)
- Какое же запишите II действие? Вторым действием надо сложить 27 кг и 12 кг.
- Запишите решение в тетрадях. 27 + 12 = 39 (кг)
- Назовите ответ задачи. Ответ: 39 кг клубники собрали с двух грядок.
“Зажгли” свечу.  
IX. Домашнее задание.  
- Какие правила помогли сосчитать значения выражения в задаче № 4?

- Составьте, пожалуйста, кто хочет 4 выражения к этим схемам и найдите их значения.

 

Схемы 1 – 4 озвучивают.

- Ребята, посмотрите: все свечи на праздничном пироге Винни-Пуха зажглись и гости собрались, но конверт который прислала Королева математики не пуст. Хотите узнать, что в нем осталось? Справитесь с заданием? Что это?  

Схема задачи.

- Посмотрите на нее внимательно. Похожа она на ту задачу, которую мы решали на уроке? - Да, ищем целое.

- Неизвестно меньшее число.

- А чем отличается? - Первым действием находим первую часть, а не вторую.
- Составьте, пожалуйста, задачу к этой схеме и решите ее те, кто хочет.  
Х. Самооценка.

На день рождения Винни-Пуху подарим букет цветов: кому сегодня удалось понять задания Королевы математики и было интересно прикрепите красный цветок, а кому было трудно и не интересно – синий.

Дети выбирают нужный цветок и прикрепляют на незаконченный рисунок букета.