Формирование коммуникативной образовательной среды

Разделы: Администрирование школы


Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. В коммуникативной компетентности выделяется несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией).

Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом – одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Гимназия г. Сызрани в рамках национального проекта “Образование” прошла конкурсный отбор общеобразовательных учреждений Самарской области и получила государственную поддержку в размере одного миллиона рублей как учреждение, внедряющее инновационную программу, способствующую формированию коммуникативной компетентности обучающихся через изучение языков. (Тема программы: “Развитие гимназии как ресурсного центра в Западном образовательном округе по формированию коммуникативной компетентности обучающихся через изучение языков”)

Реализация программы, на наш взгляд, возможна только в условиях постоянно развивающейся коммуникативной образовательной среды, под которой мы понимаем динамическую систему условий (предпосылок), создающих наилучшие возможности для эффективного лингвистического образования в гимназии. Формирование такой среды, ее развитие в ширь через распространение опыта способствует расширению доступности такого образования в Западном округе

Каковы же основные факторы формирования коммуникативной среды гимназии?

Лингвистическое образование – один из них. Гимназия города Сызрани была создана в 1994 году на базе школы №8 с изучением ряда предметов на английском языке, и в ней был образован тогда же филологический профиль. Поэтому опыт и традиции гимназии безусловно являются фактором формирования ее коммуникативной среды.

Учебный план на 2006-2007учебный год позволяет осуществлять профилизацию школы на новом уровне. Учитывая образовательные запросы обучающихся и родителей, в гимназии на старшей ступени обучения созданы два профиля: филологический и социально - экономический. Профильными общеобразовательными учебными предметами - учебными предметами федерального компонента повышенного уровня, определяющими специализацию филологического профиля, являются:

– “Русский язык”, “Немецкий язык”, “Английский язык”.

Часы компонента образовательного учреждения отведены на изучение элективного курса “Риторика”.

Учебный план

Среднее (полное) общее образование

Филологический профиль

Учебные предметы 10 класс 11 класс
1. Федеральный компонент
Базовые учебные предметы
Математика Алгебра и начала анализа 3 3
Геометрия 2 2
История 2 4
Обществознание 2 2
Физика 2 2
Химия 1 1
Биология 1 1
География 2  
Физическая культура 2 2
Литература 3 3
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Информатика и информационно-коммуникационные технологии 1 1
Профильные учебные предметы
Русский язык 3 3
Английский язык 6 6
Немецкий язык 2 2
2. Региональный компонент
Основы жизненного самоопределения 1 1
Основы проектирования 1 1
3. Компонент образовательного учреждения
Риторика 1 1
Предельно допустимая нагрузка при 6-ти

дневной учебной неделе

36 36
Итого: 36 36

В социально-экономическом классе за счёт времени, отводимого на элективные учебные курсы, предусмотрено увеличение количества часов на изучение базовых предметов: “Русский язык” на 1 час (11 класс); “Английский язык” на 1 час (10-11 класс).

Социально-экономический профиль

Учебные предметы 10 класс 11 класс
1. Федеральный компонент
Базовые учебные предметы
Русский язык 1 2
Литература 3 3
Английский язык 4 4
Информатика и информационно-коммуникационные технологии 1 1
История 2 2
Физика 3 3
Химия 1 1
Биология 1 1
Экономика 2 1
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Физическая культура 2 2
География 2  

Профильные учебные предметы

Математика Алгебра и начала анализа 4 4
Геометрия 2 2
Право 1 1
Обществознание 3 3

2. Региональный компонент

Основы жизненного самоопределения 1 1
Основы проектирования 1 1

3. Компонент образовательного учреждения

Коммерческая география 1 1
Глобальная география   1
Основы бизнеса и предпринимательства   1
Предельно допустимая нагрузка при 6-ти дневной учебной неделе 36 36
Итого: 36 36

Условия для лингвистического образования как важного ресурса по формированию коммуникативной компетентности учебный план гимназии задает и на ступени основного общего образования: часы компонента образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) используются на данной ступени следующим образом:

- для углублённого изучения учебного предмета “Английский язык”

(по 2 часа с 6 по 9 класс);

- для усиления языковой подготовки на изучения учебного предмета “Немецкий язык” (по 2 часа)”.

Учебный план

Основное общее образование

  Количество часов в неделю
5 6 7 8 9
Инвариантная часть (федеральный и региональный компоненты) 29 30 32 33 33
Русский язык 6 6 4 3 2
Литература 2 2 2 2 3
Английский язык 4 5 5 5 5
Математика 5 5      
Алгебра     3,5 3 3
Геометрия     1,5 2 2
История 2 2 2 2 2
Обществознание 1     1 1
География   1 2 2 2
Природоведение 2        
Физика     2 2 2
Химия       2 2
Биология   1 2 2 2
Музыка 1 1 1    
Изобразительное искусство 1 1 1 1  
Черчение         1
Технология 1 1 1 1  
Информатика и ИКТ 1 1 1 1 1
Предпрофильные курсы         2
Физическая культура 2 2 2 2 2
ОБЖ       1  
Региональный компонент          
Основы жизненного самоопределения   1 1    
Основы проектной деятельности 1 1 1 1 1
Вариативная часть

(компонент образовательного учреждения)

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Немецкий язык 2 2 2 2 2
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти дневной учебной неделе (урок 40-45 минут) 31 32 34 35 35
Трудовая практика (июнь-август) 10 дн. 10 дн. 10 дн. 10 дн.  
Итого: 31 32 34 35 35

Новые возможности для формирования коммуникативной компетентности обучающихся открывает курс “Основы проектной деятельности”. В 2006-2007 учебном году в гимназии ведется преподавание таких его модулей, как:

  • “Основы риторики и публичное выступление”, входящий в коммуникативный практикум программы, и “Как работать вместе” в 6-х класса
  • “Функциональная стилистика и коммуникация” - в 7-х и 8-х классах
  • “Письмо как продуктивный вид речевой деятельности” (на английском языке) и “ОИТ: работа с текстовым процессором MS WORD” в 5-х классах;
  • “Основы логики: проведение анализа” и “Основы логики: аргументация” в 9-х классах

В предыдущие годы в гимназии изучались такие курсы, как “Как работать в команде”, “Практика деловой коммуникации”, “Ведение дискуссии”, “ОИТ: работа с программой подготовки презентаций POWER POINT”, “Регулирование конфликтов”

В процессе изучения данных модулей учащиеся овладевают многими умениями и способами деятельности, которые являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования коммуникативной компетентности. Это умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью, умения разделять ответственность в процессе коллективного труда, умение подготовить публичное выступление, это освоение учащимися способов выстраивания доказательства и опровержения, приемов ведения дискуссии и т. д.

В 2006-2007 учебном году в гимназии в рамках предпрофильной подготовки в 9-х классах изучается курс “Азбука журналистики”, где учащиеся не только знакомятся с азами профессии журналиста, издателя, но пробуют себя, готовя небольшие очерки для гимназической газеты, что является своеобразным коммуникативным практикумом.

. Во время летней социальной практики часть учащихся занимается подготовкой гимназических издательских проектов- сборника творческих работ учащихся “Гимназический Пегас” и сборника тезисов и докладов учителей и учащихся по итогам гимназических конференций “Вестник Гимназии” под руководством преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин.

Важнейшей составляющей коммуникативной среды гимназии является создание условий для участия гимназистов в разнообразных творческих лингвистических конкурсах, олимпиадах и конференциях. Работа со способными и одаренными детьми является одним из приоритетов в гимназии. В 2006-2007 учебном году гимназисты приняли участие в 11-и лингвистических и литературных конкурсах, в 3-х олимпиадах и 3-х конференциях, завоевав 68 дипломов и сертификатов победителей, лауреатов, призеров окружного, областного, российского и международного уровня.

Современные педагогические технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка, также составляют элемент коммуникативной среды гимназии. Учителя гимназии широко используют:

  • лекционно-семинарско-зачетную систему в старших классах (Лимановская Т.Г., Сарычева Ю.П.- на уроках русского языка и литературы)
  • технологию “Дебаты” (Дьяченко М.Б., Казаченко И.А. - на уроках истории и обществознания, основ жизненного самоопределения, Щукина О.В.- на уроках английского языка, Терехина И.А. - на уроках немецкого языка, Синельникова Е.О на уроках литературы)
  • метод проектов и информационно-коммуникационные технологии - используют все учителя гимназии; накоплен интересный опыт по подготовке творческих, исследовательских и других видов проектов как на уроках, так и во внеурочное время.
  • исследовательские методы в обучении получили широкое распространение в гимназии , особенно в старшей школе на уроках и в работе НОУ
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр (Дьяченко М.Б., Казаченко И.А. - на уроках истории и обществознания, основ жизненного самоопределения, все учителя иностранных языков, начальных классов, русского языка и литературы)
  • обучение в сотрудничестве - командную, групповую работу используют в своей практике все учителя
  • система инновационной оценки “портфолио” активно осваивается в гимназии как для отслеживания уровня сформированности коммуникативных компетенций, так и в методической, и в воспитательной работе (Безухова Н.В., Терехина И.А., учителя английского и немецкого языка, Синельникова Е.О., учитель русского языка и литературы, классные руководители, учителя .выходящие на аттестацию).

Качество коммуникационной среды гимназии находится в прямой зависимости от педагогического мастерства учителей, ее формирующих. В гимназии есть настоящие профессионалы, ставшие победителями в конкурсе лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта “Образование” – Щукина О.В., Лимановская Т.Г, Казаченко И. А., лауреаты областного конкурса “Учитель года”, победители других конкурсов профессионального мастерства, почетные работники образования. Открытые уроки и мастер – классы для педагогического сообщества округа и региона , обмен опытом с коллегами является, на наш взгляд средством расширения коммуникационной среды, вовлечения в нее новых компонентов. Тематика распространения педагогического опыта по проблеме формирования коммуникативной компетентности в 2006 году такова:

1. Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе работы над описанием природы. Урок развития речи в 6 классе: “И оживают картины природы…” Мансурова Г.Н., учитель русского языка и литературы Гимназии г. Сызрани

2. Комплексное исследование текста, как средство формирования коммуникативной компетентности. Урок-исследование в 11 классе по теме “Загадки Бунинского стиля” Сарычева Ю.П., учитель русского языка и литературы Гимназии г. Сызрани

3. Развитие диалогической и монологической речи как способ развития коммуникативных компетенций. Урок английского языка в 9 классе: “Городская и сельская социосреда”. Занина Л.Г., учитель английского языка Гимназии г. Сызрани

4. Метод дебатов как способ развития коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. Мастер-класс для учителей иностранных языков Щукина О.В., учитель английского языка Гимназии г. Сызрани

5. Работа в малых группах как один из видов развития коммуникативной компетенции учащихся Урок немецкого языка в 11 классе “Культура и искусство” Лобова С.П., учитель немецкого языка Гимназии г. Сызрани

6. Портфолио как система инновационной оценки результатов коммуникативной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Открытое заседание кафедры иностранных языков.

7. Современные педагогические технологии кок средство развития креативности обучающихся.

Важными факторами развития коммуникативной среды гимназии являются также условия, создаваемые во внеурочной деятельности обучающихся и информационные ресурсы гимназии.

<Рисунок1>