Начальный курс географии. Тема урока: "Ветры Земли". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • сформировать понятия “ветер”;
  • выявить причины образования ветров - “бриз”, “муссон”, “пассат”;
  • сформировать умение построения графика “Роза ветров”.

Оборудование урока: карта полушарий, раздаточный материал (табл. “Ветры Земли”, шкала Бофорта, рисунки “Бриз”, “Муссоны”, “Пассаты”, график “Роза ветров”), географические атласы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Географический диктант.

  1. Прибором для измерения температуры воздуха служит …………. .
  2. Нагрев земной поверхности зависит ………………………………. .
  3. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называю …………………………
  4. годовой амплитудой колебаний температуры воздуха называют …
  5. Изменение количества тепла в течение года зависит от ……………

III. Изучение нового материала.

В ходе проведения урока учитель постоянно обращается к схеме (рис. 2), на которой изложена структура излагаемого учебного материала.

- Ребята, давайте с вами отгадаем загадки:

Без рук, без ног,
А дерево гнет. (Ветер)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)

- Вот и сегодня мы с вами поговорим о ветре (класс делится на 3 группы).

Вопросы беседы к классу.

  • Как нагревается воздух над сушей и морем?
  • Что происходит с воздухом при его нагревании и охлаждении?

Причины образования ветра

Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.

Ветер – это перемещение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении.

А почему дует ветер?

Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области пониженного давления в область повышенного давления и является главной причиной возникновения ветров.

¬ Анализ рисунка 73 на стр. 116 “Дневной бриз” (рис. 3):

  • Как дует дневной бриз? (вопросы к 1-й группе)
  • По каким приметам это видно? (вопросы к 2-й группе)
  • Где люди будут ощущать более теплый воздух: на паруснике или на берегу? (вопросы к 3-й группе)
  • А ночью ветер дует наоборот. Кто сможет объяснить образование ночного бриза?

Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.

рис. 3

Муссоны

Зимой дует с суши на море он.
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот –
С моря на сушу берет разворот.

Муссоны – это ветры, схожие с бризами, но дующие на побережьях океанов.

¬ Анализ физической карты России (географический атлас 6 класс), слайд 4:

  • Какую часть атмосферы охватывают эти ветры? (вопросы к 1-й группе)
  • Для какой части России характерны муссоны? (вопросы к 2-й группе)
  • В какие времена года муссоны меняют свое направление ? (вопросы к 3-й группе)

Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне-июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы называли “маусин”, что означает “время года, сезон”. Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление два раза в год. Впоследствии французы это слово стали поизносить на свой лад – муссон (рис. 4).

рис. 4

Пассаты - постоянные (глобальные) устойчивые ветры планеты в тропических широтах, дующие к экватору из субтропических областей высокого давления в область низкого давления (рис. 5).

рис. 5

Определение направления и силы ветра.

Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует.

Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т. д. , но более точно это можно сделать с помощью флюгера, а скорость ветра - при помощи анемометра (рис. 6).

рис. 6

Сигнальный анемометр АС-1 предназначен для измерения мгновенной скорости ветра, определения опасных по совместному воздействию скорости и продолжительности порывов ветра и включения при этом соответствующих сигнальных и противоаварийных устройств. Анемометр устанавливается на башенных и портальных кранах, и других объектах, требующих оборудования устройствами аварийной ветровой защиты и измерений скорости ветра (рис. 7).

рис. 7

С учетом многих признаков в 1806 году БОФОРТ ФРЭНСИС (английский адмирал, географ и картограф) разработал 12-балльную шкалу условной оценки силы ветра по его воздействию на наземные предметы и поверхность моря, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах (см. таблицу №1).

Баллы/

Характеристика ветра

Скорость ветра,

км/ч (м/сек)

Действие ветра
0. Штиль Менее 1 (0-0,2) Полное отсутствие ветра. Дым из труб поднимается отвесно
1. Тихий 2-5 (0,3-1,5) Дым из труб поднимается не совсем отвесно
2. Легкий 6-11 (1,6-3,3) Ощущается лицом как легкое дуновение. Слегка колеблет вымпел; листья шелестят
3. Слабый 12-19 (3,4-5,4) Колеблются листья и мелкие сучья. Развеваются легкие флаги
4. Умеренный 20-28 (5,5-7,9) Колеблются тонкие ветки деревьев. Ветер поднимает пыль и клочки бумаги
5. Свежий 29-38 (8,0-10,7) Колеблются большие сучья. На воде появляются волны
6. Сильный 39-49 (10,8-13,8) Колеблются большие ветки. Гудят телефонные провода
7. Крепкий 50-61 (13,9-17,1) Качаются небольшие стволы деревьев. На море поднимаются пенящиеся волны
8. Очень крепкий 62-74 (17,2-20,7) Ломаются ветки деревьев. Трудно идти против ветра
9. Шторм 75-88 (20,8-24,4) Небольшие разрушения. Срываются дымовые трубы и черепица
10. Сильный шторм 89-102 (24,5-28,4) Значительные разрушения. Деревья вырываются с корнем
11. Жестокий шторм 103-117 (28,5-32,6) Большие разрушения
12. Ураган Более 117 (более 32,7) Производит опустошительные действия

таблица №1

¬ Анализ форзаца 2 учебника.

Если об изменении температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветров можно узнать по графику, называемому “Розой ветров” (анализ рисунка 75 на стр. 118, слайд №12).

Значение ветра:

Перенос влаги на материки;

Способствует образованию морских течений;

Источник энергии: мельницы, двигатели, парусники;

Однако, ветер может стать одной из причин бедствий на планете – ураган, смерч, шторм на море и т. д.

IV. Результаты урока.

Закрепление материала (повторный показ презентации и заполнение таблицы “Ветры Земли” по группам).

Контроль знаний.

Вопросы:

  1. Что такое ветер?
  2. В каком направлении дует ночной бриз?
  3. Что называется муссоном?
  4. В каком направлении дуют муссоны?
  5. Какими приборами измеряются направление и скорость ветра?
  6. Зачем нужен ветер?

V. Домашнее задание.

§ 39

Пробное построение графика “Розы ветров” учащимися по дневникам наблюдений за погодой.