Урок по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знание таблицы сложения, умение выполнять вычитание в пределах 10;
  • умение решать задачи;
  • закрепить знание состава чисел 8, 9, 10 из двух слагаемых;
  • закрепить умение читать примеры с использованием терминов “слагаемое”, “сумма”, “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”;
  • закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет;
  • воспитывать любовь к математике;
  • развивать внимание, память, наблюдательность, мышление, математическую речь

Оборудование: картинки зверей, карусели, название станций на карточках, паровозик, домики - состав чисел, числа до 20 в таблице, геометрический материал, ребус.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк,
Это начался урок! Здравствуйте!
Садитесь! Спины, плечи распрямили,
Ножки ставим ровненько,
Руки сложим по порядку,
Левую на парту, правую наверх.

II. Сообщение целей урока.

Учитель:

Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Во-первых, я буду помогать вам развивать наблюдательность, внимание, память.

Во-вторых, вы должны будете решить примеры.

А еще мы сегодня будем решать интересные задачи.

В конце урока мы подведем итог нашей работы.

III. Закрепление.

Учитель:

Ребята, а кто знает какое сегодня число?

Расскажите все, что вы о нем знаете?

Учитель:

Улыбнемся друг другу. Наступает самая загадочная часть урока. Медленно погружаемся в фантастический мир урока и перемещаемся в сказочный (математический) лес. Итак, мы отправляемся в путешествие.

Учитель:

Как-то раз в лесу густом
Под березовым кустом
Медведь построил карусель,
Пригласил лесных зверей
Покататься на ней.

Лесные звери живут далеко. В разных уголках леса. И им необходимо доехать до карусели.

А на чем они поедут, мы узнаем, поработав с геометрическим материалом.

 

Учитель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите ее цвет.

Ученики: Красный круг.

Учитель: В нижнем правом углу.

Ученики: Желтый овал.

Учитель: А где находится квадрат? Какого он цвета?

Учитель: Что вы знаете о квадрате?

Учитель: А это что за фигура?

Ученики: Оранжевый прямоугольник.

Учитель: Что вы можете сказать об этой фигуре?

Учитель: Какая фигура находится в левом нижнем углу?

Ученики: Синий треугольник.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием.

Учитель: Открываем, на чем же звери поедут к медведю в гости, чтобы покататься на карусели?

Ученики: На волшебном поезде.

Учитель: Ребята, но вот беда, поезд не может тронуться с места.

Учитель: Нужно посчитать до 20 в прямом и обратном порядке. Поможем поезду? Молодцы, ребята!

Учитель: Теперь можно смело отправляться в путешествие.

И первая наша станция “Знай-ка”. На этой станции живет, отгадайте:

На ветке не птичка -
Зверек - невеличка,
Мех - теплый, как грелка
Кто же это?

Ученики: Белка.

Учитель: Приготовила белочка, ребята вам листочки.

А теперь внимание, слушаем задание:

Фигуры вы, все назвали верно.

Нарисуйте теперь эти фигуры по памяти у себя на листочках. (Проверка.)

Запишите в треугольник число, которое стоит перед числом 9.

  • В квадрат - число, которое стоит за числом 5.
  • В овал - число, которое на 1 больше, чем 3.
  • В круг - на 1 меньше чем 10.

В прямоугольник - число, которое стоит между числами 4 и 6. (Проверка.)

 

Учитель:

У резной избушки, на лесной опушке
Бельчата гуляли, шишки считали.
Как называются компоненты сложения? Вычитания?
Села белочка в вагон и поехали они дальше.

Подъехали к станции “Сосчитай-ка” - здесь живет зайка.

Учитель: Нужно помочь зайке назвать состав чисел, чтобы его взяли в путешествие.

(Дети выбегают по одному. Проверка с помощью сигнальных карточек).

Зайка садится в вагон.

Учитель: Итак, поезд приближается к следующей станции “Поиграй-ка”.

И что же видят белочка и зайка. На озере сидят Хрюшка, Кот и Ежик. Они тоже хотят в путешествие, но сначала нужно узнать, кто лучший рыболов.

Учитель: Что значит прибавить 1?

Ученики: Назвать следующее число.

Учитель: Что значит отнять 1?

Ученики: Назвать предыдущее число.

Учитель: Каким способом можно прибавить 2, 3, 4.

Ученики: 2 - это 1 и 1,3 - 2 и 1, 3 - 1 и 2, 4 - 3 и 1, 4 - 2 и 2, 4 - 1 и З.

Учитель: Итак, ловим рыбок, если ответ примера совпадает с числом на поплавке, значит, рыбка поймалась, нужно соединить линией.

Учитель: Молодцы! Кто же лучший рыболов?

Все звери садятся в вагон и продолжают путешествие.

Следующая станция называется “Отдыхай-ка”.

Физминутка:

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх –
Хлопок, другой.

Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.

Учитель: Следующая станция “Соображай-ка”.

Учитель: А задачи для вас приготовил ... Вы узнаете, если разгадаете ребус

Ученики: Волк.

Перед тем, как отправиться в путешествие, поезд залил 10 л топлива. Он уже израсходовал 6л. Сколько л топлива осталось?

Ученики: 4 л.

Петух зернышки клевал,
Восемь курочек позвал.
А потом еще двоих,
Очень пестрых и худых.
Сколько же накормит Петя

Кур - пеструшек на рассвете?

Ученики: 8 + 2 = 10.

На поляне, не в лесу,
Пять ромашек пьют росу.
Пять пораньше напились,
И на солнце разлеглись.
Желтым глазиком моргают,

Ждут, когда их сосчитают.

Ученики: 5 + 5 = 10.

Учитель: А теперь возьмите разрезные карточки с цифрами и записывайте решение задачи.

Какие компоненты задачи вы знаете?

Ученики: На опушке леса играло 6 лисят, а зайчат на 3 больше.

Учитель: Сколько играло зайчат на опушке?

Ученики: На лужайке летало 5 шмелей и 4 осы.

Учитель: Сколько всего насекомых летало?

Ну, ребята, молодцы
Всем зверятам помогли.

Учитель: А сейчас дадим поезду немного отдохнуть и поработаем в тетради и по учебнику.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Ручку я вот так держу.

Учитель: К нам на урок прилетели синички, они прописали у вас в тетрадях цифры и просят так же красиво их прописать в строчку.

Будем цифры повторять

И красиво их писать.

Синички будут проверять.

Работа в тетради и по учебнику.

Учащиеся прописывают цифры в тетради.

Задача № 7 стр. 37.

Физминутка (проводит ученик).

Игра на внимание.

Учитель: Самостоятельная работа. Отправляемся дальше в путешествие. Станция “Выполняй-ка”. Работа с перфокартами.

3 + 2 =

4 + 3 =

8 – 3 =

5 + 4 =

9 – 3 =

10 – 3 =

(Проверка.)

Итог урока.

Учитель: Ребята, вы такие умные, внимательные, наблюдательные. Звери очень довольны, что добрались до карусели. Они хотят вас отблагодарить и сказать вам волшебное слово.

А чтобы его прочитать, нужно расставить числа в порядке возрастания.

2 4 6 1 3 7 5

П С Б С А О И

Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока.

  • Какие задания вам понравились?
  • Как вы оцениваете свою работу?