Урок чтения во 2-м классе на тему: "Авторские колыбельные песни" (по программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с авторскими колыбельными песнями. Повторить материал о устном народном творчестве, а именно о народной песне.
  2. Развивать выразительное, эмоциональное чтение, память, речь, уметь сравнивать.
  3. Воспитывать любовь к песне, к матери; чувство доброты, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: иллюстрации, изображающие материнство (женщины с детьми, животные с детенышами); магнитофон, кассеты с колыбельными песнями (народными и авторскими).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выставка рисунков

2. Исполнение колыбельных песен (девочки с куклами – инсценирование)

- Соответствуют ли рисунки исполненным песням?

- Что в песнях, по мнению создателей, оберегает ребенка? (очаг, семья, животные)

Обобщение:

- К какому жанру относятся народные песни? (устному народному творчеству)

- Какие еще народные песни знаете? (колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, солдатские)

- Почему в песнях исполнитель часто обращается к животным? (призывает защитить и уберечь ребенка)

II. Обобщение и введение в тему

Показ иллюстраций, изображающих материнство

- Что объединяет все эти картины? (Большая любовь к детям, доброта, нежность. И когда исполняют колыбельные песни, мы это тоже чувствуем в голосе исполняющего, его тембре, медленном темпе)

Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.

- Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил)

- Давайте послушаем одну из таких песен и скажем, о чем она? Как построена?

Прослушивание песни из к/ф “Гусарская баллада” “Колыбельная Светланы” сл. А.Гладкова, муз. Т.Хренникова

- Что вы почувствовали, когда слушали песню? (любовь матери к дочке, беспокойство о ее будущем)

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Могут ли животные чувствовать нежность, заботу, любовь к своим детенышам? (могут, они беспокоятся о них, заботятся, защищают).

И очень нежную песню сочинили поэт Яковлев и композитор Е.Крылатов к м/ф “Умка”. Послушайте.

Прослушивание колыбельной из м/ф “Умка”

- Что вы почувствовали, слушая песню? (Тоже любовь. Пусть ничто не тревожит медвежонка. Их льдина надежна, светят им “звездные медведи”, а рядом старшие соседи – белые медведи).

- Хочется ли еще слушать или читать колыбельные песни?

- Чем отличается народная песня от литературной? (У народной текст простой, у литературной – сложные слова, выражения.

III. Физкультминутка на релаксацию

IV. Работа с текстами во время чтения “Спи, мой мальчик! Птицы спят…” Валерия Брюсова

1. Учитель рассказывает об авторе, показывает портрет.

2. Учащиеся читают про себя.

- Какие картины вы представили? Расскажите.

- Почему так много картин?

Чтение вслух по строфам

1 строфа

- Почему косули робкие? (Они всего боятся)

- Почему автор перечисляет столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)

- Как много в русском языке синонимов к слову “спать”. Найдите их, подчеркните в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почиваем)

- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый)

2 строфа

- Почему не надо мальчику ничего бояться?

3 строфа

- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых). А что значит, звери, легкие на роздых? (Они легко засыпают)

- О чем просит мама сына? (Заснуть)

- Зачем она обращается к волкам, совам?

- Какие чувства надо передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить)

Выразительное чтение

V. Янис Балтвилкс “Где ночует дрема?”

Учащиеся читают про себя

- Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребенка)

- Что ответила мама?

- Почему дрема днем обнимает совят? (Совы днем спят. Это ночная птица)

Учащиеся читают вслух

- Где живет герой книги?

- Как это “в дверь стучится дрема”? (Хочется спать, человек начинает дремать)

- Почему ребенок не хочет впускать дрему? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрему)

После чтения 4 четверостишия:

- Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку)

Учащиеся читают по ролям

VI. Сравнение колыбельных авторских песен

- Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям)

- Чем они различаются? Почему? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая – песенка-фантазия ребенка)

- Что мы можем сказать о втором авторе? (Что он живет около моря. Это прибалтийский поэт)

VII. Итог урока

- Что запомнилось на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Захотелось ли петь колыбельные песни?

VIII. Домашнее задание

Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.