Портфолио как инновационная форма оценивания деятельности педагога и методического объединения

Разделы: Администрирование школы


Методическая деятельность педагогического коллектива школы – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагогов школы, наличие инновационных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве школы, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития образовательного учреждения. В условиях модернизации образования деятельность заместителя директора школы по учебно-воспитательной и научно-методической работе предполагает поиск новых эффективных форм повышения квалификации педагогов, оценки их достижений.

Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".

В мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. 

Представляем вашему вниманию опыт использования портфолио как способа анализа, обобщения, презентации педагогического опыта учителей и методического объединения.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио - это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.    Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В нем необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, почему именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого. Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Использование портфолио как отчетного документа педагога и методического объединения существенно облегчает деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которому необходимо проводить анализ работы образовательного учреждения, оценивать полученные результаты в динамике, создавать условия для повышения профессионализма педагогов, готовить их к процедуре аттестации и т.д. Именно аттестация является тем фактором, который позволяет выявлять и развивать индивидуальные особенности в педагогической деятельности учителя, обеспечивающие в дальнейшем индивидуальность стиля его мастерства.  Поэтому в школе действует ежегодный проект: “Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя”. Цель проекта: разработка модели индивидуального маршрута формирования профессионального мастерства учителя (по уровням) на основе анализа портфолио, формирование механизма портфолио учителя.

В начале учебного года методический Совет утверждает набор обязательных разделов для портфолио педагогов, определяет сроки работы над ним, форму презентации. Решение методического Совета доводится до сведения всех учителей на совещании. Учителям предлагается набор обязательных разделов, каждый из которых включает обязательные рубрики и рубрики по выбору. В течение учебного года учителя работают над своими портфолио. Ход работы может обсуждаться на методических объединениях, в ходе индивидуальных консультаций со специалистами по отдельным проблемам и т.д. На весеннем педагогическом совете или конференции проводится презентация готовых портфолио, выбираются три самых лучших портфолио, авторы которых поощряются администрацией школы.

Один из необходимых разделов портфолио:

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”. В этот раздел помещаются:

  • сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании;
    • контрольных срезов знаний;
    • участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • поступление в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, ВУЗами и другими учреждениями;
  • организация и проведение семинаров, “круглых столов” мастер-классов и т.п.;
  • другие документы.

По результатам работы и содержанию портфолио учитель может быть рекомендован к повышению квалификационной категории. Собеседование с администрацией школы о перспективах сотрудничества в следующем учебном году также может проходить на основе материала, представленного педагогом в портфолио.

Папки - портфолио всех педагогов требуют значительного места в кабинете заместителя директора и не могут быть рационально использованы в работе. Поэтому, в рамках работы над проектом, был создан отчетный документ - портфолио деятельности педагога, методического объединения, описывающий полученные результаты за каждый учебный год.

Ниже приведенные портфолио представляют собой не только форму рефлексии педагогом (руководителем МО) собственной деятельности (деятельности МО), но и своего рода отчет о работе, успехах и достижениях, который позволяет:

  • представить окружающим собственную педагогическую деятельность,
  • выявить динамику роста профессиональной компетентности педагога (МО),
  • осуществить анализ результатов деятельности за учебный год
  • подготовить характеристику педагогу для участия в различных конкурсах
  • провести качественную оценку работы МО администрацией школы, руководителем МО и т.д.
I. ПОРТФОЛИО ЧЛЕНА МО ………………………………… (…………………уч.год)

(ФИО)

1. Общие сведения

знаки отличия, грамоты, благодарности, курсы повышения квалификации за данный учебный год (указать место прохождения, в т.ч.школьные семинары, год, тему); перспективные курсы повышения квалификации (указать тематику, место прохождения, цель), повышение квалификационной категории (дата присвоения, номер приказа)

2. Результативность педагогической деятельности

а) Уровень обученности школьников за последний год:

Предмет Класс Успеваемость Качество знаний
       

б) Индивидуальные достижения учащихся за последний год:

победители школьных, районных, городских, Всероссийских олимпиад

(указать ФИ, кл., места, уровень олимпиады); золотые и серебряные медалисты, поступление в вузы на факультеты соответствующего предмету профиля (%) и др.;

результаты участия школьников в конкурсах, конференциях, интеллектуальном марафоне, Дне науки и т.д.

(указать ФИ, класс, название, результаты, например, реферат по теме и т.д.).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Участие в научно-методической работе

а) Работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, проблемных творческих группах (роль, тема работы, результаты, краткие выводы о содержании деятельности и т.д.); результаты участия в работе методического совета школы:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

б) Сотрудничество с методическими центрами, институтом повышения квалификации, ВУЗами и т.д.:

Организация Форма сотрудничества, цель Содержание деятельности
     

в) Методические материалы, характеризующие опыт педагога.

описание итогов работы (за последний год) по индивидуальной методической теме

Содержание деятельности Полученные результаты

(разработки к темам, дидактические материалы, статья, книга, макет тетради и т.д.)

   

4.

а) Участие в мероприятиях школьного уровня

(педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприятиям и т.д.). Необходимо указать название, форму и тему участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.

б) Участие в мероприятиях районного уровня (педагогические чтения, авторские семинары, семинары НМЦ, АППО и т.д. Необходимо указать название, форму и тему участия;

педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.

в) Участие в мероприятиях городского, всероссийского, международного уровней

Необходимо указать название, форму и тему участия;

педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.

5. Краткие выводы о полученных результатах

/ / Подпись члена МО. 

II. ПОРТФОЛИО методического объединения (оформляет руководитель методического объединения) --------------- за_____________уч.год

Цели:

  • Провести самоанализ деятельности методического объединения
  • Оценить результативность его работы
  • Наметить пути совершенствования деятельности методического объединения

1. Цели и задачи, которые ставились перед методическим объединением

_________________________________________
__________________________________________

2. Сколько заседаний методического объединения проведено? Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи? Сколько заседаний не проведено (укажите причину)?

___________________________________________
________________________________________

Результативность педагогической деятельности

3. Состояние преподавания и качество знаний обучающихся в динамике (проведите оценку полученных данных). Уровень обученности школьников за данный учебный год:

ФИО педагога Предмет Класс Успеваемость Качество знаний

Комментарии руководителя МО:

4. Индивидуальные достижения учащихся

ФИО педагога Название конкурса, олимпиады и т.д. уровень Результат (места, кол-во, темы работы , вид работы и т.д.) Наличие медалистов Другое
       

 

   

Оценка результативности данного участия в динамике:

5. Участие в научно-методической работе

а) Работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, проблемных творческих группах (роль, тема работы, результаты, краткие выводы о содержании деятельности и т.д.); результаты участия в работе методического совета школы:

б) Сотрудничество с методическими центрами, институтом повышения квалификации, вузами и т.д.:

ФИО члена МО Организация Форма сотрудничества, цель Форма участия
       

Комментарии председателя МО (оценка работы по данному направлению):

_________________________________________________
_____________________________________________

в) Методические материалы, характеризующие опыт педагогов.

Описание итогов работы (за последний учебный год) по индивидуальной методической теме:

ФИО ЧЛЕНА МО Название темы Полученные результаты (методические разработки, дидактические материалы, статья, книга, макет тетради и т.д.)
     

Согласуются ли методические темы педагогов с общешкольной темой? Оценка результативности работы по методической теме членов МО. Предложения.

6. Участие в мероприятиях (каждого члена МО)

а) Участие в мероприятиях школьного уровня

(педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприятиям и т.д.). Необходимо указать название, форму и тему участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы,

полученные отзывы и т.д.

____________________________________________
________________________________________________

б) Участие в мероприятиях районного уровня

(педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприятиям и т.д.). Необходимо указать название, форму и тему участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы,

полученные отзывы и т.д.

в) Участие в мероприятиях городского, всероссийского, международного уровней

Необходимо указать название, форму и тему участия;

педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.

Комментарии председателя МО (оценка результативности участия членов МО, наиболее значимые достижения членов МО):

 ________________________________________________
________________________________________________

7. Эффективность внеклассной и внешкольной работы МО. Анализ недели представительства методического объединения.

________________________________________________
________________________________________________

8. Работа по методическому и техническому обеспечению учебного и воспитательного процессов (в т.ч. результативность работы по оснащению школьных кабинетов).

________________________________________________
________________________________________________

9. Новые программы, курсы, осваиваемые учителями-членами методического объединения, составление авторских программ, освоение информационных технологий. Итоги аттестации членов МО.

Комментарии председателя МО (анализ деятельности по выделенным направлениям)

________________________________________________
________________________________________________

10. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методического объединения в следующем учебном году (также необходимо указать, в какой помощи нуждаются члены МО; в каких вопросах хотели ли бы повысить свою квалификацию).

________________________________________________
________________________________________________

11. Предложения по организации работы методических объединений, методической службы на следующий учебный год. Перспективные направления деятельности МО.

12. Общие выводы председателя МО (микроклимат в методическом объединении, оценка работоспособности и эффективности деятельности МО, методической службы школы; выявление педагогов, которых необходимо особо отметить и т.д.).

________________________________________________
________________________________________________

Подпись председателя МО Дата:

Говоря о портфолио, хочется затронуть еще один важный аспект. Учителя получают возможность познакомиться с портфолио друг друга в рамках портфолио - конференции и выбрать лучший портфолио, а также увидеть и оценить, примерить к себе опыт своих коллег, стимулировать собственную педагогическую деятельность.

Итак, портфолио, на наш взгляд, способствует рефлексии педагогической деятельности, может выступать в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации членов МО и являться своеобразным стимулом к их дальнейшему саморазвитию.