Проект "Юные знатоки родного языка"

Разделы: Начальная школа


Анализ ситуации.

 Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку выходит на национальный уровень В XXI веке перед отечественной системой образования ставятся новые задачи, обусловленные потребностями и перспективами развития социума третьего тысячелетия.

Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей.

Язык - основное орудие познания и главное средство общения .Хорошо владея всеми его богатствами, говорящий осознает себя полноценной личностью.

В школе ребенка с первых дней пытаемся научить говорить и писать грамотно, связно и красиво, но на мой взгляд программа перегружает учащихся мощным арсеналом достаточно разрозненных представлений о законах, нормах и правилах языка, содержащих огромный набор орфограмм и сложных для запоминания алгоритмов.

Анализ развития языковой компетентности у учащихся 4 класса показал:

  • дети имеют недостаточный запас слов при поступлении в школу,
  • недостаточная языковая практика,
  • отсутствие желания осваивать русский язык (заучивание правил и орфограмм отнимает массу времени).

Это не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать и понимать родной язык.

Ключевая задача обучения русскому языку должна решаться в аспекте языковой компетентности ребенка.

Нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может пользоваться родным языком ,когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и проверяются, когда учим детей самостоятельно добывать информацию, общению и сотрудничеству со всеми людьми, т. е. готовить граждан открытого общества.

Проблема

Низкий уровень языковой компетентности в соответствии с возрастом.

Гипотеза

Если мы создадим образовательную среду, которая будет включать: использование ИКТ, учебно-исследовательских проектов, нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, поуровневое обучение, то у учащихся повысится познавательный интерес, что приведёт к повышению уровня языковой компетентности.

Цель. Создание условий для повышения языковой компетентности через оптимизацию урочной и внеурочной деятельности.

Задачи

  • развивать способность осознавать родной язык, как предмет, выполнять с языковым материалом такие мыслительные операции как анализ, сравнения и обобщения;
  • организовать уроки и внеклассные мероприятия, способствующие формированию активного словаря школьника;
  • использовать нетрадиционные формы проведения уроков, внеклассных мероприятий по изучению родного языка, когда возникают такие ситуации, где необходимо применить свои знания, но на более высоком, творческом уровне;
  • использовать ИКТ для повышения познавательного интереса к русскому языку;
  • побудить ребёнка думать, предполагать, выбирать, т.е. самому приходить к правильному решению;
  • исходя, из индивидуальных особенностей детей ввести поуровневое обучение с целью ликвидации трудностей усвоения учебного материала.

План реализации проекта

Сроки Направление деятельности Мероприятия Цель Показатель эффективности Результаты
В течение учебного года Урочная Поуровневое обучение Ликвидация трудностей усвоения нового материала Перейдут из третьей группы во вторую 4 человека:
Трофименко Н.
Ковалёв А.
Маковецкая Е.
Федотова К., из второй группы в первую 3 чел-ка:
Булов В., Месенёв,
Кулешова Л.
Создание атмосферы, которая позволит всем детям высказывать свои сомнения, задавать вопросы, делать заключения и выводы.
В течение учебного года Урочная Использование ИКТ Развитие интереса, способ организации самостоятельной деятельности Включение в работу учащихся всего класса Умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний по русскому языку
В течение учебного года Урочное Не традиционные формы проведения уроков. Применение знаний на более высоком творческом уровне Возникает потребность в познании родного языка. Повысится орфографическая грамотность учащихся
Октябрь. Внеурочная. Создание в классе клуба “Юные знатоки родного языка”. Развитие интереса к изучаемому предмету. Все дети класса посещают клуб. Повысится интерес к изучению родного языка.
Сентябрь.

 

Февраль.

 

Апрель

 

 

 

 

Октябрь.
Февраль. Апрель,
Март

Внеурочная Классный час “Есть в осени первоначальной…”

Классный час “Раз в крещенский вечерок…”

Классный час “Весна, весна и все весною дышит…” При проведении кл. часов использовать:
пословицы русского народа,
поговорки, загадки,
русские нар. песни,
репродукции худ. картин.

Знакомиться:
с праздниками, традициями,
обычаями русского народа.

Экскурсия в лес, на речку.

Посещение исторического музея

Развитие речевой активности. Увеличение словаря. Включение всех учащихся в активную языковую деятельность. Учащиеся узнают до 50 новых слов, включают их в языковую практику
Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь, Февраль, Апрель

Май

Диагностическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование

 

 

 

 

 

Написание сочинений

 

Тестирование

Выявление уровня познавательной активности Формирование групп Узнаем уровень познавательной активности, для организации поуровневого обучения

Расширится активный словарь

 

 

Сформируется языковая компетентность в соответствии с возрастом

Ожидаемый результат.

- За период реализации проекта у учащихся появится осмысление и выражение увиденного в слове.

- Картины природы, художественная литература, ИКТ, использование метода учебно-исследовательских проектов создадут внутреннюю готовность учащихся к поиску выразительных средств собственной речи, к пополнению словарного запаса.

- Сформируется языковая компетентность.

 Оборудование для реализации проекта

Имеется в школе Необходимо приобрести
1. Компьютерный класс. Уголок русского языка в классе.
2. Методическая и художественная литература Набор репродукций картин, иллюстраций.
3. Теле- и видеоаппаратура Демонстрационный и раздаточный материал по предмету.
4. Видеокассеты по предмету 4. Медиоресурсы по русскому языку и литературному чтению
5. Словари и справочники по русскому языку  
6. Газета “Начальная школа” изд-во “Первое сентября”  
7. Журнал “Начальная школа”  
8. УМК по системе Л.В. Занкова  

 Бюджет проекта

Наименование Стоимость
руб.
Сумма
руб.
1 Уголок русского языка в классе. 3 000 3 000
2 Набор репродукций картин, иллюстраций. 1 500 1 500
3 Демонстрационный и раздаточный материал по предмету. 2 000 2 000
4 Медиоресурсы по русскому языку и литературному чтению 1 000 1 000
  Итого: 7 500 7 500