Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей

Разделы: Начальная школа


Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей по предварительной записи. Результативность работы “учеников” мастер-класса зависит от следующих условий: 1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; 2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; 3) готовность “учеников” и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; 4) рефлексия деятельности “учеников” и Мастера в процессе собственной практики.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

В течение двух лет я была руководителем профессионального объединения учителей “Мастер-класс” по предмету “Литературное краеведение”, который входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

В организации городского объединения учителей “Мастер-класс” мы опирались на разработку технологии проведения мастер-класса к. п. н., доцента, старшего научного сотрудника Вятского государственного педагогического университета Г. А. Русских.

Напомним читателям основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса, предложенный Г. А. Русских:

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткая характеристика экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.

1. 3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.

1. 4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

2-й шаг. Представление системы уроков.

2. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2. 2. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра.

3. 1. Учитель мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.

3. 2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

4-й шаг. Моделирование.

4. 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.)

4. 2. Обсуждение авторских моделей урока.

5-й шаг. Рефлексия.

5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал “учитель-ученик” под руководством “учителя мастера” с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Предварительно мною была составлена программа мастер-класса и перспективный план работы на год.

Целевое назначение программы было:

1. Знакомство с литературно – краеведческим курсом в начальной школе.

2. Знакомство с интегрированным литературно- краеведческим курсом.

3. Знакомство с современными подходами в преподавании литературного краеведения.

Какие знания получат участники:

  • теоретические: дидактические принципы и целевые задачи литературно- краеведческого курса; быт, традиции, обычаи народов Севера.
  • методические: знакомство с принципами построения уроков, различными формами работы, методами и приёмами.
  • психолого-педагогические: формирование умения создавать на уроке ситуацию успеха, рефлексию, формирование общечеловеческих моральных качеств, установление духовного контакта между учеником и учителем.
  • межпредметные: использование и реализация межпредметных связей: литературное краеведение – литературное чтение – природоведение – предметы эстетического цикла.

Что увидят участники:

  • цельные уроки литературного краеведения;
  • интегрированные уроки;
  • исследовательскую и групповую работу;
  • внеклассное занятие по данной теме.

Какую работу должен выполнить участник мастер-класса:

  • принять участие в проведении и создании уроков;
  • проанализировать уроки; на практических занятиях разработать фрагменты уроков;
  • апробировать один из блоков урока.

При составлении перспективного плана работы мастер-класса были учтены и пожелания слушателей: включить открытые уроки для вторых, третьих и четвёртых классов, а тат же периодически предлагать подборки материала по основным темам курса (из-за отсутствия дополнительной литературы к урокам)

На каждом занятии планировались теоретические знания по определённому направлению и практическая часть (фрагмент урока, урок-имитация, моделирование урока, составление творческих заданий и т. д.) затем обсуждение и анализ работы.

Перспективный годовой план работы мастер-класса по литературному краеведению выглядел так.

Сроки Сообщаемые знания Тема урока Практические занятия, форма проведения
октябрь Вводное занятие. Цели и задачи литературно-краеведческого курса. Актуальность. Устное народное творчество (северный фольклор) Ненецкая сказка. “Как Лиса богатство добывала” Фрагмент урока.
ноябрь Интегрированный литературно-краеведческий курс. Интегрированный урок литературного краеведения и природоведения в 3 классе. 1. Н. Дудников “Как Лось друзей искал”

2. Кто, чем питается.

Урок-имитация.
декабрь Особенности уроков литературного краеведения, посвящённых северному фольклору. Сравнение с русским фольклором. “Педор Кирон защищает Русскую землю” - коми эпическое сказание. Моделирование урока по заданному алгоритму
январь Уроки литературного краеведения различной целевой направленности. (Метод “погружения”) “Имена на карте”.

Тематический урок русского языка во 2-м классе.

“Большая буква в именах собственных”

Урок-имитация.
февраль Организация исследовательской работы на уроках литературного краеведения Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне “Хранительница домашнего очага”. Разработка разных этапов урока (групповая работа)
март Уроки литературного краеведения по технологии модульного обучения. “Храните землю со всем на ней живущим” Произведения Романа Ругина. Урок-имитация.

Обсуждение положительных и отрицательных сторон модульной технологии.

апрель Обобщающие уроки литературного краеведения Обобщающий урок по теме: “Твои люди, Север”. Составление тестов к обобщающим урокам.
май Быт и традиции народов севера. Проектная деятельность в организации внеклассной работы. “Расскажи нам, Ямал!”

Урок-презентация.

Круглый стол. Обмен опытом участников мастер-класса.

Занятия проводились один раз в месяц. Приведу пример первого занятия мастер-класса.

В первой части вводного занятия были определены цели и задачи литературно-краеведческого курса. Его направленность на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации “Об образовании”, программой развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе.

Во второй части занятия мастер-класса учителя побывали в роли учеников. Был разыгран урок литературного краеведения во 2-ом классе.

Тема урока: “Северный фольклор. Ненецкая сказка “Как Лиса богатство добывала”.

Цель урока: знакомство с северным фольклором, сравнение северного фольклора с русским, знакомство с ненецким прикладным искусством, развитие устной речи учащихся, обогащение её за счёт лексической работы.

(Фрагмент урока.)

После проверки домашнего задания (дети знакомились с ненецкими народными песнями), ученики предполагают, чем ещё могли заниматься ненецкие ребятишки длинными зимними вечерами. Узнают, что мальчики осваивают приёмы резьбы по дереву и кости, а девочки познают искусство орнамента. Дети рассматривают различные ненецкие орнаменты, и сами выполняют простые из них. После завершения самостоятельной работы, учитель просит запомнить, как выполнялись узоры. Это был этап - введение в тему урока. Далее учительница говорит о том, что ненецкие девочки тоже закончили узор и теперь просят маму рассказать вадако. Учительница обращается к детям: “Что вы скажете на это?” (Дети не знают значения слова), дают предположения, затем ищут слово в ненецком словаре. Вадако в переводе с ненецкого языка - сказки.

Новая тема:

У: Какие сказки любите вы? (Ответы) Послушайте загадку, о ком она?

В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Рыже-серебристая
Шубонька пушистая. (Лиса)

У: Назовите сказки, где главной героиней была лиса?

Викторина: “Из каких сказок строки?”

а) Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам “Заюшкина избушка”

б) Битый не битого везёт, битый не битого везёт. “Лисичка – сестричка и серый волк”

в) Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. “Лиса и Журавль”

- Вспомните, как лису называли в русских народных сказках? Лисичка – сестричка. Лиса – всему свету краса. Плутовка. Патрикеевна.)

- А ненцы называют лису тёня. Тёня – лиса. Прочитайте название сказки. Предположите, как лиса могла богатство добывать?

Чтение сказки учителем.

- Какие ваши впечатления? Какой вы представили лису?

Повторное чтение сказки учащимися.

Работа в группах с тестами.

У: У вас лежат листы с тестами (в переводе с английского означает “испытание”). В ваших тестах 5 и 4 вопроса. К каждому вопросу предлагается три варианта ответов, один из которых правильный. Выберите, на ваш взгляд, правильный и букву впишите в клетку. (Приложение)

- Какие слова получились? (У одной группы вышло слово намёк, у второй – урок)

- Не знаете ли вы поговорку, из которой взяты эти слова?

(Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок)

Подведение итога урока.

У: Какой урок может дать эта сказка?

Выберите пословицы, которые подходят к сказке.

а) Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.

б) Чужого не жалей, а своего не теряй.

в) Не будь жадным, не останешься одиноким.

- Какой теперь вы представляете лису?

Домашнее задание.

У: Вам поступил заказ: сделать иллюстрацию к прочитанной сказке. Какой изобразите лису? Какой наряд ей выберете? А каким будет орнамент на платье у лисы? (Ненецким)