Урок-семинар по литературному чтению и ИЗО в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • Активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;
  • Развивать творческие способности, образное мышление, способность критически мыслить.

Задачи:

  • Учить работать с текстом (исследовать текст);
  • Формировать умение выборочного пересказа;
  • Развивать речь учащихся;
  • Познакомить с новой техникой выполнения рисунка;
  • Развивать чувство эмпатии;

Оборудование для учителя:

  • Портрет К.Паустовского;
  • Текст произведения;
  • Словарь Ожегова;
  • Карточки;
  • Тесты;
  • Альбомный лист, гуашь, поролон, баночка с водой.

Оборудование для учащихся:

  • Текст произведения.
  • Альбомный лист, гуашь, поролон, баночки с водой, салфетки.
  • Урок-семинар.[1] Приложение1

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности уч-ся к уроку.

2. Предкоммукативная фаза урока.

А) Целевая установка.

- Кот. Ни один дом, наверное, не существует без котов и кошек. Даже когда человек вселяется в новую квартиру, первой заходит кошка. Народ Египта преклонялся перед кошками. О кошках и котах составлено много загадок, пословиц, примет. Написано много произведений. (Заслушать сообщения детей)

3. Новая тема.

А)

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение К.Паустовского “Кот-ворюга”.

- С какими произведениями К.Паустовского вы знакомы? Что объединяет его рассказы?

- Итак, какие чувства вызвало прочитанное произведение?

- Что понравилось? Что возмутило?

Б) Проверка осознанности чтения

- На сколько вы были внимательны, вы проверите себя сами.

- Для этого вы заполните тест “Внимательный читатель” Приложение2

- Полученные буквы образовывают слово. Какое слово у вас получилось?

В) Коммуникативная фаза.

Аналитическая работа по тексту.

- Почему, по вашему мнению, так интересно было читать?

- Автор прибегнул к приёму “очеловечивания” (олицетворение).

- Зачитайте начало рассказа. ( Мы пришли в отчаяние)

- Как понимаете “отчаяние” (работа со словарём Ожегова)

Отчаяние - состояние крайней безнадёжности

- Как вы думаете, почему рассказ автор начал именно с этих слов? (чтобы было интересно, увлечь читателя, заинтересовать)

- А было от чего приходить в отчаяние? Приведите примеры.

Г) Повторение. Портрет в художественном произведении.

- Итак, главный герой это кот.

- Создадим его художественный портрет.

- В понятие “портрет” входит

Д) Исследовательская работа в группах

Учащиеся заполняют таблицу (текст с.8-10)

Внешний вид Действия, поступки Авторская оценка
Рыжий кот,

разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста,

дикие глаза,

тощий, огненно - рыжий с белыми подпалинами на животе

обворовывал,

ловко прятался,

воровал всё,

разрыл жестяную банку,

пронёсся, приседая, протащил кукан с рыбой,

украл со стола кусок колбасы,

полез,

уронил,

грозно выл,

решился на отчаянный поступок,

с воем сорвался, упал, подскочил, умчался,

выл и ругался,

впился, вцепился,

отчаянно упирался

“кот потерял всякую совесть”

кот бродяга и бандит

ворюга

грабёж средь бела дня

бандитские проделки

босяцкие выходки

кот- беспризорник

 - Дайте оценку, какое чувство вызывает описание кота, охарактеризуйте его.

  • кот - грязный, дикий, задира, участвует в драках, нет дома - вызывает жалость.
  • “мальчишка хулиган” - смел, находчив, самостоятельный - вызывает гордость.
  • наглый, беспощадный, не останавливается ни перед чем - вызывает чувство осуждения.

- Назовите самое яркое веское слово - характеристику, как автор назвал кота.

- Почему Ворюга, а не воришка. Назовите отличия.

- Заглавие выражает основную мысль.

- Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?

- Перескажите концовку?

- Подходит ли пословица “доброе слово и кошке приятно” к данному рассказу?

- Почему?

4. Обобщение сведений о рассказе.

- Сделаем вывод:

Как мы люди должны относиться к тем, кто нас окружает?

- Какова главная мысль рассказа? Что беспокоит автора? На что он хотел обратить наше внимание?

5. Изобразительное искусство.

Подготовка к работе.

- У вас на столах альбомные листы с изображением кота.

- Сегодня основным инструментом у нас будет не кисточка, а поролон.

- Мы будем работать в технике “Гуашь и поролон”.[2]

Последовательность работы: (выполняется под руководством учителя) Приложение3

6. Итог урока:

Выставка рисунков.

- Какие коты получились у вас? Можно ли их сравнить с Ворюгой?

- Над чем заставил нас задуматься К.Паустовский?

Выставление оценок.

Рефлексия

- Хорошо ли вам было? Что понравилось на уроке больше всего?

- Закончите фразу: Мне сейчас……

 Список литературы.

[1] Нестандартные уроки в начальной школе/ Авт.-сост. Л.В.Пчёлкина. - Волгоград: Учитель, 2004.

[2] Рутковская А. Рисование в начальной школе.- СПб.: “Издательский Дом Нева”; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2003.- с.78