Урок по теме: "Формула стоимости"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями: цена, количество, стоимость;
  2. Установить взаимосвязь между этими величинами и построить формулу стоимости

Задачи:

  1. Начать формировать представление о формуле стоимости, взаимосвязях величин: цены, количества, стоимости.
  2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи различного вида.
  3. Воспитывать аккуратность, логическое мышление, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их, садитесь.

Итак, проверьте, друзья, вы готовы начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

Дата. Наименование работы.

Устный счет.

- Запишите сумму 99 и 1, произведение чисел 20 и 4, на сколько 150 больше 50, запишите число 930 без 130, сумму чисел 30 и 40, частное чисел 72 и 9, площадь прямоугольника, если длина- 9 см, ширина- 3 см.

2. Постановка учебной задачи.

1) Вычислить удобным способом.

98+36+2+64 = 200

152+27+ 173+48=400

4+100+219+196+81=600

- Какое свойство сложения вы использовали? (переместительное, сочетательное).

- Найдите карточки, выражающие эти свойства в общем виде.

а+в = в+а (а+в) +с = а+ (в+с)

- Как вы думаете, эти свойства мы можем использовать только для наших трех примеров или для всех подобных?

- Молодцы! Вы отметили самое главное свойство буквенных равенств: они выражают существенные связи и тем самым помогают решать огромное количество конкретных задач.

А теперь скажите, какую закономерность вы наблюдаете в полученном ряде чисел вы наблюдаете ? (увеличиваются на 200)

- Назовите 5-е число этого ряда ( 1000)

- Как вы находили?

- Удобно ли с помощью такого метода найти, например, 4000 член этого ряда?

- Да, ребята, действительно, если за 1 сек находить по 1 члену ряда, то нам потребуется 10 лет, чтобы заниматься на уроках математики только этим.

- А давайте попробуем написать п-ый член ряда с помощью формулы. Чем мы можем заменить сложение одинаковых слагаемых? (умножением)

- На сколько умножаются последовательно числа натурального ряда?

- 1 член- 200. Умноженное на …?

- А дальше? (200 х 2, 200 х 3)…

- А как получить п-ый член? (200 х п)

- Значит, если обозначить п-ый член Ап, то как будет выглядеть формула? (Ап =200 х п)

- А теперь найдите по этой формуле 4000 –ый член ряда ( 800 000)

- Значит, с помощью формулы мы смогли за 1 мин сделать то задание, которое без формулы надо было бы выполнять 10 лет обучения в школе на каждом уроке математики.

Вывод: В этом и состоит значение формулы.

А какие еще формулы вы знаете?

(дети называют и выставляют их на доске)

2) Создание проблемной ситуации.

- Молодцы! Вы хорошо помните формулы. А сейчас посмотрим, как вы можете их применять при решении задач. Я читаю задачи, а вы пишите в тетрадях формулы, описывающие взаимосвязь между величинами этих задач и устно решите их, записав под формулой ответ.

- Пешеход прошел 24 км за 4 часа. С какой скоростью он шел? (формула движения).

- Длина прямоугольника – 5 дм, а ширина – 2 дм. Какова его площадь?

(Площадь равна произведению дин его сторон)

- За 4 книги заплатили 360 руб. Какова цена одной книги? ???

3) Постановка проблемы и сообщение темы урока.

- Почему вы не записали формулу? (нет подходящей)

- А часто ли приходится решать задачи на покупку товаров?

- Сегодня мы с вами установим – какие величины характеризуют процесс покупки товаров, введем обозначения и построим формулу стоимости. (Название темы).

3. “Открытие” нового знания детьми.

Скоро 8 марта. И многие из вас, да, наверное, все – отправятся в магазин за подарками для мам. Вы решили, что подарите маме. Но скажу вам по секрету- самый прекрасный подарок- это цветы. И вы ребята, сейчас сможете приобрести букеты в нашем магазине.

Решение задач.

- Сколько надо заплатить за этот букет роз из 3 цветков, если цена розы – 80 рублей.

- Как вы понимаете, что такое цена?

- Сколько стоит букет их 5 гвоздик, если цена 1 цветка – 30 руб. ?

- Сколько надо заплатить за букет из 7 тюльпанов, если 1 тюльпан стоит 25 руб. ?

- Сколько надо заплатить за букет нарциссов, если цена 1 цветка а руб. ?

а х п

- Что общего во всех этих задачах? (решали умножением, находили сколько стоит один букет)

- О каких величинах идет речь?

- Как найти стоимость, зная цену и количество?

- Принято обозначать стоимость с , цену – а, количество- п

- Запишите формулу, связывающую эти величины с= а х п. Это формула стоимости.

- Как из этой формулы найти цену? Количество? Сопоставьте вывод с учебником стр. 28

- А теперь давайте вернемся к задаче, вызвавшей у вас затруднение.

360 : 4 = 90 рублей.

4. Первичное закрепление.

№ 2 стр. 29, № 3 стр. 29.

Самостоятельная работа.

По карточкам.

У вас на партах карточки с текстами задач. Запишите решение задач и ответ.

Самопроверка и разбор.

Вывод: На какие известные вам формулы похожа формула стоимости?

- Чем похожи эти формулы?

5. Решение на повторение.

№6 стр. 30, № 7 стр. 30, № 4 стр. 29.

Итог: Закрыли тетради, передали вперед. Я успела проверить ваши самостоятельные работы. Отлично справились - _______________, хорошо - __________. Надеюсь, что в будущем смогу поставить вам больше отличных отметок.

6. Итог урока.

Итак, с какой новой формулой мы сегодня познакомились?

- Как она нам пригодится в жизни?

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Д/з на доске стр. 28 № 1 , № 3 стр. 29.

Приложение