Развитие познавательной деятельности младших школьников через формирование пространственных представлений

Разделы: Начальная школа


1 Сентября! С каким нетерпением ждут этого праздника дети! С каким трепетом, волнением и, может быть, страхом ждут его родители. Покупаются модные портфели, яркие школьные принадлежности, красивая одежда. Интенсивно разучиваются буквы, цифры. Но не все родители задумываются над тем, что это не самое важное. А важно то, насколько ребенок подготовлен психически и физиологически.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем исследования показывают, что в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка лежит развитие пространственно-временных представлений. А недостаточность их сформированности проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления.

Существуют три вида пространственных представлений:

Топологическое пространство – представление о том, где находится тот или иной предмет без соотнесения к чему-либо (“там, здесь, рядом”).

Координатное пространство – это представления о нахождении предметов с использованием сочетания “верх-низ”, с понятием “с какой стороны”.

Метрическое пространство – представления о том, насколько далеко находится предмет (“дальше, чем; ближе, чем; правее-левее чего-либо” и т. д.)

Топологическое пространство развивается у детей в самом раннем возрасте, следовательно, мы должны работать над развитием координатного и метрического пространства.

Большие возможности для этого дает работа с геометрическим материалом. При этом нужно учитывать, что понятия “треугольник”, “квадрат”, вообще геометрические фигуры не являются пространственным представлением, а являются продуктом зрительного или тактильного восприятия.

Так как одной из психических особенностей детей младшего школьного возраста является преобладание наглядно-образного мышления, следовательно, они должны сначала иметь дело не с абстрактными понятиями, а с прообразами геометрических фигур, должны учиться распознавать их на различных моделях (макетах, рисунках, чертежах, схемах) и в окружающих предметах; а изображая или конструируя их, овладевать простейшими способами построения и исследования моделей.

Поэтому в своей работе использую элементы интегрированного курса С. И. Волковой “Математика и конструирование”, который предполагает усиление развития логического мышления и пространственных представлений.

При разработке уроков, конечно, учитываются возрастные, физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Все их интересы, все потенциальные возможности лежат в области игры. Используя игру, мы тем самым обеспечиваем плавный переход от игровых интересов, мотивов к интересам познавательным, учебным.

Вот один из вариантов урока, где представлены различные формы игровой деятельности ребенка, направленной на приобретение, закрепление, активизацию имеющихся знаний, формирование учебной мотивации. Это игра-путешествие в “Математическую Галактику”.

Игра-путешествие связана единым планом, сюжетом. Детей увлекает сама форма, возможность овладеть новыми понятиями: “космический корабль”, “Галактика”, “планета”, “метеоритный дождь (метеорит)”, “туманность” и т. д. Сюжет может разворачиваться как на одном уроке, так и на целой серии уроков. Это также вызывает интерес у детей, они с нетерпением ждут продолжения.

Наличие плана игры дает возможность поэтапно ставить перед детьми учебные задачи, в игровой форме контролировать выполнение этих задач, поддерживать познавательную активность.

Пункты остановок игры-путешествия в “Математическую Галактику”:

Космический корабль

  • Планета “Геометрия”
  • Метеоритный дождь
  • Заправочная станция
  • Математическая туманность
  • Приземление

Необходимо, чтобы каждый этап был изображен и помещен на доске в порядке проведения игры.

Учащиеся садятся в виртуальные кресла, пристегиваются ремнями и стартуют с космодрома.

Космический корабль

Здесь проводится предстартовая проверка исправности корабля и готовности экипажа. Другими словами – устная разминка:

  • найди соседей числа;
  • расположи в порядке возрастания, убывания;
  • реши удобным способом;
  • сравни выражения;
  • заполни числа в промежутке;
  • дополни числа до круглого десятка;

Планета “Геометрия”

На этом этапе проводится работа с геометрическим материалом, направленная на развитие конструктивных умений:

  • задания на выделение существенных и несущественных признаков;
  • задания на определение части целого, недостающих частей;
  • упражнения по распознаванию предметов и их геометрических символов (на основании объединения тактильных, зрительных и кинестетических ощущений).

Для этого используется разнообразный материал: спички, бумага, проволока, пластилин, геометрическая мозаика, натуральные предметы и конструкторы различного вида. Работу можно провести индивидуально, в парах, в группах или коллективно. Дети конструируют из палочек сюжетные рисунки: “Дом в деревне”, “В лесу” и др.; знакомятся со сторонами, углами, вершинами треугольника, прямоугольника, квадрата путем изготовления моделей и контуров этих фигур из бумаги, пластилина, проволоки; изготовляют из картона, бумаги простейшие геометрические фигуры и выполняют аппликации по теме, заданной учителем. В итоге получается цельная композиция, которой дается название и в которой видно участие каждого ребенка.

Такая разнообразная наглядно-практическая деятельность будет стимулировать развитие геометрического видения, геометрического и пространственного мышления.

На последующих этапах урока предполагается работа по изучению математического материала, с которым в единстве выстраиваются вышеперечисленные задания конструкторского плана.

Например:

Метеоритный дождь

Здесь может проводиться работа с именованными числами, примерами, уравнениями и т. д.

Заправочная станция

Название пункта остановки говорит само за себя: здесь проводится физминутка, желательно связанная с темой урока.

Математическая туманность

На этом этапе уместно провести работу над задачами.

Приземление

Подводится итог урока. Оценивается работа детей.

Результатом такой работы является расширение геометрических знаний учащихся. У них развивается логическое мышление, конструкторские способности, пространственное воображение, что напрямую влияет на уровень их интеллектуального развития. Приобретя в начальной школе данные знания, умения и навыки, дети с большей уверенностью переходят в среднее звено, где с успехом их применяют. Но, наверное, самым главным является то, что весь этот багаж знаний станет неотъемлемой частью их дальнейшей жизни: будет помогать им планировать и регулировать свои действия, находить правильное решение поставленных задач.