Система коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР

Разделы: Математика


Коррекционно-развивающую работу строим с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, а также общедидактических и специфических принципов:

  • компенсации нарушенных функций;
  • ведущей роли обучения в процессе развития (с учетом зоны ближайшего развития);
  • учета потенциальных возможностей ребенка;
  • взаимосвязи умственного и психического развития;
  • поэтапного формирования умственных действий;
  • деятельностного дифференцированного подхода в процессе обучения;
  • постепенного усложнения заданий и математического материала с учетом программы;
  • опоры на сохранные анализаторы, их взаимодействие (принцип обходного пути);
  • системного подхода (обеспечение взаимосвязи изучаемых понятий);
  • принципа моделируемости: представление понятий в виде вещественных и графических моделей.

В представленной коррекционной системе, нацеленной на формирование количественных представлений старших дошкольников, обозначены следующие этапы работы:

I этап. Различать понятия “один”, “много”, находить каких предметов много, какой один; сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет под другой. Различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов.

II этап. Считать в пределах пяти, пользоваться цифрами; сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения больше-меньше, поровну; считать и отсчитывать по образцу и названному числу.

III этап. Считать в пределах 10, пользоваться цифрами; считать в прямом и обратном порядке; сравнивать две группы предметов, понимать отношения больше на один, меньше на один; понимать термины “предыдущее”, “последующее”.

Ситуация каждого этапа работы может осуществляться только при использовании различного дидактического материала:

  • натуральная наглядность (реальные предметы);
  • изобразительная наглядность (карточки, картинки с нарисованными предметами, лото, домино);
  • графическая наглядность (таблицы, модель “числовая лесенка” и т.п.);
  • условный наглядный материал;
  • символическая наглядность (цифры, знаки действий, знаки отношений “больше”, “меньше”, “равно”).

При представлении дидактического материала учитываем постепенный переход от практических действий с реальными (объемными) предметами к выполнению этих же действий с плоскостными предметами. Затем к восприятию предметов по картинкам. Только после этого постепенно переходим к отвлеченным числам и действиям с ними.

На I этапе задачи решаем в основном в игровой и практической деятельности.

Игра “Угадай”. Прячем в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т.д.). Например, в одной руке — один камешек, в другой много, и предлагал угадать в какой — один, в какой — много. Угадывая, ребенок пользовался словами “один”, “много”. После ответа раскрываем ладонь, показываем предметы и спрашиваем “Сколько?”.

Детей учим составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет. Отвечать на вопрос “Сколько?”. Предлагаем детям игры, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов.

На следующих занятиях показываем детям, что множества могут быть различными по численности. Для этого проводим игры “Самолеты”, “Разноцветные фонарики” и т.д.

После этого переходим к установлению равенства между двумя группами предметов. Сравнение двух групп предметов начинаем со знакомства с приемом наложения.

Детям даем карточку с нарисованными изображениями однородных предметов (листики, зайчики, ягоды расположенные в ряд на небольшом расстоянии друг от друга) и коробку с мелкими предметами. Количество игрушек больше, чем предметов на карточке. Это необходимо, чтобы дети поняли: множество может быть различным по численности. Рассказываем и показываем детям как надо раскладывать игрушки: на каждый рисунок — по одной, оставляя между ними свободные промежутки. И предупреждаем детей о том, что если все изображения на карточке будут закрыты, то лишние предметы останутся на подносе.

Прочно усвоить необходимые знания помогают многократные упражнения-сравнения различных предметов путем наложения. Здесь используем самый разнообразный материал: зайчикам раздаем морковку, белкам — орешки, девочкам — мячи и т.д. Учим дошкольников выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. Не пересчитывая предметы, показываем детям, что числовой состав может быть различным.

На занятиях побуждаем детей рассказывать о своих действиях и правильно отвечать на вопрос “Сколько?”. Нередко на вопрос “Сколько у тебя грибов?” ребенок отвечает: “Много” или называет числительное. В этом случае одобряем ребенка и уточняем: “Правильно, ты положил столько грибов, сколько у тебя белочек”. Затем предлагаем детям повторить упражнение с другими предметами. Постепенно дети усваивают смысл слов “столько-сколько” и начинают сами употреблять. “На этот листик посадил жука, на этот листик посадил жука и на этот листик посадил жука. Жуков столько же, сколько листиков”.

Учим детей выкладывать предметы правой рукой слева направо, показываем, что надо делать, произнося при этом: слева — направо. Предлагаем повторить движение.

Когда дети достаточно овладеют навыками сравнения двух групп предметов с помощью наложения, показываем новый способ — приложение. Даем детям карточки, разделенные горизонтальной линией. На ее верхней полоске нарисованы предметы или игрушки. Нижняя полоска свободна. Количество предметов от 3 до 5. На подносе или коробке находится счетный материал: силуэты предметов, геометрические фигуры и т.д. Количество предметов на один больше или меньше, чем изображено на карточке.

Даем задание. На каждый зеленый листочек, нарисованный на первой полоске, накладывают красную ягоду. Выяснили, что красных ягод столько, сколько листочков. Затем демонстрируем новый способ: снимаем красную ягодку с листочка и перекладываем на нижнюю полоску карточки. Обращаем внимание детей на то, что каждая красная ягода находится под листочком. Между ягодами такое же расстояние (окошки) как и между листочками.

Чтобы детям легче было сравнивать элементы двух групп (листочки и ягоды), проводим рукой вдоль ряда предметов по горизонтальной линии, указываем на предметы на верхней и нижней полосках, соотнося их один с другим. Проверяем, правильно ли расположены предметы один под другим, верно ли, что на верхней полоске столько же предметов, сколько на нижней. Для этого дети на каждый элемент верхнего ряда передвигают элемент нижнего ряда. Если на нижней полоске остались предметы, значит задание выполнено неправильно.

Используем разнообразный материал (объемные предметы и игрушки, плоскостные изображения, геометрические фигуры) для того, чтобы сформировать у дошкольников обобщенные представления о количестве: разных игрушек можно взять равное количество.

Следим, чтобы дети точно накладывали предмет на картинку или раскладывали один предмет под другим, чтобы расстояние между предметами не уменьшалось и не увеличивалось, чтобы предметы раскладывали правой рукой и слева направо.

На занятиях сравниваем разные предметы: белок и елочки, зайцев и морковки, чашки и блюдца. В конце все вместе проверяем (приемом наложения), правильно ли выполнено задание.

Добиваемся, чтобы дети не только сумели ответить на вопрос, сформулировали свою мысль, но и смогли доказать ее, продемонстрировав, какой предмет остается лишним или какого не хватает.

Чтобы избежать закрепления определенных стереотипов, задание варьируем: большая по численности группа предметов находится то на верхней, то на нижней полоске. Предлагаем сравнивать разные по размерам предметы (большие и маленькие мячи, большого зайчика и маленькую морковку, больших кур и маленьких цыплят). При этом расстояние между элементами на счетной полоске бывает различным. Дети учатся не обращать внимания на этот видимый эффект, а ориентироваться на попарное соотношение элементов двух множеств.

Закрепляем полученные знания в дидактических играх “Скорый поезд”, “Кот и мыши”, “Воробушки и автомобиль”, “Рыбак и рыбки”, “Птички”, “Бабушкины цветы”.

Игра “Скорый поезд”. Из стульев, поставленных в ряд, сооружаем поезд. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Вместе с детьми выясняем, всем ли хватило места, сравниваем чего больше или меньше — вагонов или пассажиров. Определив чего больше, меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Убираем, добавляем количество вагонов, и каждый раз при сравнении будет новая для детей ситуация.

На занятиях детям показываем, что сравнивать можно не только предметы, но и звуки, движения. Учим детей воспринимать множества с помощью различных анализаторов: слуховых, зрительных, двигательных. Дети воспринимали на слух количество звуков и стараются воспроизвести количество движений.

Даем детям задание: “Я буду хлопать в ладоши, а вы поставьте столько игрушек, сколько раз я хлопну в ладоши”.

Хлопаем один раз — дети выставляют на стол по одной игрушке и объясняют, почему они столько поставили.

Хлопаем несколько раз — дети отсчитывают такое же количество игрушек и объясняют свои действия.

II этап. Предварительная работы первого этапа является основой, на которой мы строим дальнейшие занятия — знакомим с числом и счетом. Обучение счету включает в себя с одной стороны отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой — овладение самим процессом счета.

Пример, занятия по обучению счету.

Цель. Познакомить детей с образованием числа два. Научить считать, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным. Научить уравнивать группы, добавляя к меньшей недостающий предмет или убирая предмет из большей группы.

Демонстрационный материал. Счетная линейка, игрушки (грибки, елочки, матрешки и т.д.).

Раздаточный: счетные палочки, подносы с мелким счетным материалом.

Ход занятия. Ставим на верхней ступеньке счетной лесенки один гриб и предлагаем сказать, что поставлено на лесенке и сколько. Дети отвечают, что на лесенке один гриб. На нижней ступеньке лесенки ставим одну елочку, после чего выясняем, поровну ли елочек и грибов или чего-то больше, меньше. Дети отвечают, что грибов и елочек поровну. Потому что елочка одна и гриб один. Подводим “один и один — поровну”. Затем на верхнюю ступеньку ставим еще один гриб и опять выясняем количественные отношения: “Поровну елок и грибов или нет. Где больше? Где меньше?” Дети отвечают, что “Здесь гриб и елочка. А здесь гриб, а елочки нет”. Предлагаем: “Давайте считать”. Считаем грибы: “Один, два”. Затем обводим круговым движением оба гриба, показывая, что два относится ко всей группе, и заключаем: “Всего два гриба”. В этой части фиксируем внимание детей на итоге счета и подчеркиваем: “Два больше, чем один”.

Далее спрашиваем детей, можно ли сделать так, чтобы грибов и елок стало поровну. Даем возможность найти правильное решение самостоятельно. Дети предлагают варианты ответа: поставить на нижнюю ступеньку лесенки еще одну елочку, убрать один грибок с верхней ступеньки. После каждого правильного ответа подводим итог “Два и два — поровну, один и один — поровну”.

Опираясь на выдвинутые принципы, организовываем работу так, чтобы задания были значимы для всех. Организуем игровую и практическую деятельность следующим образом. Создаем игровую ситуацию. Вносим двух зайчат и рассказываем историю: “Жили-были два зайчонка — Пиф и Паф. Они были настоящими друзьями, всегда помогали друг другу, вместе искали пищу и поровну ее делили. И вот однажды получили зайчата подарок от Незнайки”. Вносим две одинаковые коробки. На одной из них написана цифра 1, на другой — 2. Сразу не фиксируем внимание детей на цифрах, а спрашиваем: “Как вы думаете, что прислал Незнайка?” Дети отвечают, что это морковка для зайчиков. Коробки открываем и раздаем морковки зайчатам: из первой — Пифу, из второй — Пафу. Один зайчонок получил одну морковку, другой — две. Тот, который получил одну морковку, начинает плакать. “Почему плачет Пиф?”, — спрашиваем у детей. Дети отвечают: “Потому что у него меньше морковок. Наверное, Незнайка опять все перепутал”. Предлагаем рассмотреть подарок. Кладем на ступеньки счетной лесенки: на верхней — морковку Пифа, а на нижней — две морковки Пафа. “Где морковок больше?” Дети считают, после чего отвечают: “Наверху — одна морковка, внизу — одна, две морковки” (обводят круговым движением). “Два больше, чем один, что же нам сделать, чтобы Пиф не плакал?” — “Принести еще одну морковку”. Кладем на верхнюю ступеньку лесенки еще одну морковку. “Теперь поровну?”. — “Поровну!”. Предлагаем еще раз посчитать. Вместе с детьми считаем морковки и определяем, что на верхней ступеньке две морковки и на нижней тоже две, две и две — поровну. Теперь можно отдать подарок зайчатам.

“Как же Незнайка ошибся? Давайте посмотрим, может быть на коробках было что-нибудь написано”. Берем коробки и рассматриваем их вместе с детьми. Дети обращают внимание на цифры: “Что это такое?”. “Вот цифра 1, она показывает, что здесь одна морковка” и т.д.

В это время появляется Незнайка и в руках у него еще две коробки, на которых стоят цифры 1 и 2: “Я все перепутал. Я не хотел обижать зайчат. Вот у меня еще коробки с морковками”.

Детей учим не только считать, но и отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу. Детям легче считать, чем отсчитывать (откладывать) предметы из большого количества, поэтому даем задания, в которых необходимо отсчитывать.

Дети получают карточки, подходят к игрушкам и отсчитывают нужное количество.

Обучая счету, опираемся на различные анализаторы. Для этого используем игровые упражнения, где дети считают на слух, по осязанию, считают движения.

Задания строим с постоянным усложнением:

  1. Ребенок берет картинку-образец и отсчитывает, т.е. по образцу.
  2. Дети пересчитывают, сколько предметов на карточке, оставляют карточку, а затем идут и отсчитывают столько же предметов.
  3. Пересчитывают предметы и кладут рядом соответствующую цифру.
  4. Ребенок с цифрой идет и отсчитывает предметы.

III этап. Продолжаем формировать представления о числах до десяти на основе действий с множествами. Показ образования чисел ведем по методике, уже подробно рассмотренной нами. Аналогично этому показываем детям образования всех чисел в пределах 10 путем сравнения равных и неравных групп предметов, выраженных последовательными числами: шесть и шесть, шесть и семь; семь и семь, семь и восемь; восемь и восемь, восемь и девять; девять и девять, девять и десять. Параллельно упражняем детей в счете в пределах изученного числа.

Одновременно с показом образования числа знакомим с цифрами от 0 до 10. Пересчитывая количество предметов, называем число, а затем показываем, какой цифрой оно записывается. Рассматриваем изображения цифры, анализируем его, сопоставляем с уже знакомыми цифрами, цифра 8 похода на снеговика, на матрешку-неваляшку; 4 — перевернутый стул; единица и семь похожи, но 7 “задрала нос”, а у цифры 1 носик опущен.

На каждом занятии проводим дидактические игры: “Какой цифры не стало?”, “Путаница”, “Убираем цифры”, “Назови соседей” и т.д.

В дидактических играх дети выполняют правила игры: находят ошибки, если количество предметов не соответствовало цифре, стоящей рядом; выполняют задание кто быстрее; определяют, что изменилось, и т.д. Решают очень важные для развития учебные задачи, учатся отсчитывать из большего меньшее количество предметов, отсчитывать предметы по заданному числу и образцу. Образцом служат числовая карточка с изображением на ней разных по численности групп предметов или геометрических фигур. Определенное количество звуков тоже служит образцом. Дети, слушают задание, считают количество звуков, данных в образце, и отсчитывают такое же количество игрушек, предметов.

На этом этапе дети должны хорошо усвоить последовательность чисел в пределах 10 на конкретном материале, учатся сравнивать множества и устанавливать отношения, — какое из чисел больше, какое меньше.

На конкретном материале учим детей из неравенства делать равенство и наоборот, из равенства — неравенство. С подобного рода заданиями дети уже сталкивались на II этапе. Теперь дети оперируют числами в пределах 10 и учится сопровождать свои действия словами.

Продолжаем, начатую на первом этапе работу по закреплению представлений о независимости числа о величины предметов, от расстояния между ними и пространственного расположения элемента в группе предметов. На наглядных примерах показываем, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких больше чем больших, а также больших и маленьких предметов может быть поровну независимо оттого, что при этом они могут занимать неодинаковое пространство.

Важно, чтобы дети научились уверенно вести счет в пределах десяти в прямом и обратном порядке, т.е. прочно усвоили последовательность чисел натурального ряда. Кроме того, они должны уметь считать, начиная с любого числа и заканчивать счет на заданном числе. Для этого используем разнообразные задания:

— Два, кто знает — тот дальше считает.

— Пять, кто знает — пусть обратно считает.

— Какое число больше трех, но меньше пяти?

— На нашем этаже квартиры с пятой по девятую. Назовите имена квартир по порядку.

— Мы пошли в театр. Наше место 6-е. Какие места будут рядом?

Особое внимание уделяем развитию у детей умения, выражать в речи какие-либо отношения двусторонние, с разных точек зрения. Например, дети выкладывают на столике 3 яблока и 3 груши. Они учатся рассматривать эту ситуацию разносторонне.

— Здесь 3 яблока, а груш на одну меньше.

— Здесь 2 груши, а яблок на одно больше.

— Яблок 3, их на одно больше, чем груш.

— Груш 2, их на одну меньше, чем яблок.

Описанные упражнения способствуют формированию обратимых мыслительных операций, гибкости мышления у детей, что очень важно для коррекции недостатков их развития.

Строим работу с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, от поры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

Изучение нового количественного понятия даем в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (число), выявление его свойств (количество и т.д.).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в определенной обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.

4. Закрепление материала в письменных (практических) работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, раскрашивание, черчение (с устными объяснениями детей).

5. Работа с демонстрационными таблицами или другими печатными пособиями.

6. Закрепление материала во время прогулок, игры и т.п.

Таким образом, происходит переключение с одного вида деятельности на другой, что поможет снять умственное переутомление, которое часто наступает у детей во время занятий.

Особенности детей с проблемами обучения требуют увеличения количества тренировочных упражнений. Поддерживаем интерес к занятиям путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе, связанных с активными действиями детей: ходьбой, бегом, бросанием мяча, хлопками и т.д. Игровая форма заданий маленьких детей воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Игры и занимательные упражнения подбираем такие, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые, которым нужно дать посильное задание.

Используем разнообразные ситуации, чтобы закрепить навыки счета. Для этого стараемся как можно больше считать. Следует использовать любую ситуацию, чтобы поупражнять малышей в счете. Например, можно считать карманы и пуговицы на платье или рубашке; ложки, чашки и тарелки во время подготовки к обеду и т.д.

Эту систему реализуем на коррекционно-развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений на занятиях по математике в группе, в совместной деятельности воспитателя и детей; на вечерах развлечениях, праздниках.