Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией изучения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду и здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает значительные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву его здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные и гипермедийные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Современный учитель должен владеть простейшими приёмами и применять их в своей повседневной практике. Таково веяние времени.

Одной и важнейших задач изучения русского языка является овладение орфографической грамотностью. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

В начальной школе в соответствии с возрастными особенностями детей все эти правила приходится изучать постепенно. И учёт ошибок, и работа над ошибками также должны вестись по этим правилам. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознаёт учащийся морфологические особенности слова.

Поэтому первой задачей учителя начальных классов является развитие и укрепление орфографических навыков, что и способствует развитию орфографической грамотности у учащихся.

Важным условием успешного обучения правописанию является такое изложение материала, которое показало бы, что русское правописание не набор случайных правил. Понимание правописания как известного рода системы во многом облегчит усвоение правописания, так как установит связь между определенными, кажущимися разрозненными, правилами. И связующими звеном является то, что изучение орфограмм основывается на знании состава слова. Между работой по морфемике и повышением орфографической зоркости существует закономерная связь. В школе изучается 70 видов орфограмм и соответствующих орфографических правил. Они объединены в группы по разным общим свойствам. В начальной же школе чётко прослеживается позиционный принцип русской орфографии. Иными словами, написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются. Выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма, после этого он действует по алгоритму:

  • определяет, в какой части слова находится орфограмма;
  • если орфограмма в корне – ищет проверочное слово (непроверяемые написания запоминаются);
  • написания приставок и суффиксов запоминается;
  • написание окончаний зависит от правила проверки в зависимости от той части речи, к которой относится данное слово;

Таким образом, ученик опирается на слова, в которых данный звук находится в сильной позиции путём проверки или запоминания.

Затем обозначает звук в слабой позиции буквой, которой передаётся звук в сильной позиции в той же части слова.

Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах приводит к ошибкам. Для их предупреждения целесообразно после знакомства со всеми значимыми частями слова уточнить, что гласные и согласные в слабой позиции обозначаются теми же буквами, что и в сильной позиции в той же части слова. На глазах детей рождается и дополняется от урока к уроку схема-опора, которая затем станет основой проверки орфограммы (Приложение 2).

Ежедневно в начале урока проводится разбор по составу нескольких слов различных частей речи и с опорой на схему объясняется написание соответствующих орфограмм (ниже приводится конспект урока).

Для того, чтобы детям было проще запомнить и понять трудные вопросы орфографии, можно преподнести это в той форме, которая близка и понятна современному ребёнку. Одним из таких средств являются презентации, созданные в системе PowerPoint. Создание их не слишком трудная задача. Более того, к их воплощению можно привлечь родителей, старшеклассников, да и учащиеся младших классов умеют работать на компьютере. Им интересно применять спецэффекты, делать анимацию, звуковой фон и т.д. Использовать эти проекты тоже можно по-разному. Например, брать на урок отдельные слайды, а на обобщении просмотреть целиком. Условия для их просмотра при желании найти несложно. Во многих школах есть соответствующая аппаратура для проектирования на экран, можно работать с персональными компьютерами в кабинете информатики. Наконец, дети могут взять их домой для индивидуальной работы. Как видим, возможности здесь очень велики. Тем более тот материал усваивается лучше, который вызывает интерес. Так же в игровой форме можно провести тестирование детей по изученным темам.[3] Ниже приведён пример презентации по теме: “Развитие орфографической зоркости” и пример теста, в котором, отвечая на вопросы, дети сразу видят результат усвоения пройденных орфограмм. На экран последовательно выводятся вопросы. В случае ошибки появляется верный ответ. По окончании теста выводится количество правильных ответов. Таким образом, ребёнок сам видит результат своей работы и может тренироваться самостоятельно. Данные тесты предоставляют учителю и учащимся дополнительную возможность объективно оценить результаты обучения. В таких объективных измерителях заинтересованы не только учителя, но учащиеся и родители. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнить свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Безусловно, роль компьютера в жизни современного ученика трудно переоценить, поэтому, используя новые подходы, можно сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

Русский язык (3 класс)
(Бунеева)

Тема: Правописание приставок.

Цели:

  • Обобщить знания детей о правописании приставок.
  • Развивать умение находить приставки в словах.
  • Воспитание доброты и отзывчивости.

Ход урока

Приложение 1

I. Оргмомент. Минута доброты.

(Посылаем добрые мысли, дарим улыбки друг другу, чтобы все почувствовали тепло)

Ребята, мне подарили тепло ваши работы (называю детей, чьи работы были сделаны на отлично)

II. Чистописание. (Слоговица)

н н

1) следует 4) быть 7) скромным
2) равнодушным 5) не 8) но
3) быть 6) прекрасно
Вольтер

Составим алгоритм:

(6, 3, 7, 8, 5, 1, 4, 2 – результат устного счёта на уроке математики ключ к разгадке!)

- Запись правильного варианта.

“Зажечь” огоньки (под каждой орфограммой красный кружок)

III. На уроке – гость. Домовёнок Кузя. (макет)

Как он слышит, так и пишет, домовёнок Кузя.

- Можно доверять домовёнку Кузе, если нужно записать слово?

- А какие слова нельзя проверить (словарные – запомни!)

Сюрприз домовёнку. Спустились парашютики (лишние буквы), собери слово.

4 2 1 2 3 5
л а з к а о в к в р т п и н о о а п о т м
 
? ? ?

- Назовите лишнее слово:

(потом, квартира, вокзал)

IV. Как слышит Домовёнок? А как напишет?

[р’эск’ий] [тапа]

[раскас] [паб’эк]

[група]

- Разбор по составу. В каких частях слова встретились орфограммы?


Вывод     Запомни    Проверь (Таб. №1)

(Просмотр презентации “Развитие орфографической зоркости”)

Итак. Как поступаем, если орфограммы в приставке?

- Объясните Домовёнку Кузе.

Приставки нужно запомнить!

На доске схема:


Запомни!

и за- на- над-

о по- про- во- от- до-

з с

V. Работа с учебником.

Правило с. 103

Упр. 153 (Диктант с предварительной подготовкой)

Взаимопроверка.

В это время у доски работают на оценку

  • 1 ученик – разбор слов по составу. (поездка, подъём, соловьиный, находка, побег)
  • 2 ученик – карточка “Найди ошибки” (“Какография”)

Запрещается дразниться! Кто посорился – мириться! За каждую ссору без расговору скакать на одной ношке по дарожке!

4 ошибки

VI. Итог урока.

Какие приставки вы запомнили?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бунеев Р.Н. Программа по русскому языку для начальной школы. /Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В./ М.: “Баллас”, 1997.
  2. Е.В. Родина, Нетрадиционный урок русского языка с элементами интеграции. Н.Ш. №6, 2005.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004г., 270 с.
  4. Полный справочник по орфографии и пунктуации/ Под ред. О.Л. Соболевой. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  5. А. Шибаев, Язык родной, дружи со мной! Занимательная азбука, М.: Росмэн-Пресс, 2002.