Открытый урок по литературному чтению "Герой в авторской сказке Е.Пермяка "Пастух и скрипка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1. Наблюдение за изменением образа скрипки (внешности, чувств, настроения, поступков).

2. Формировка идей произведения.

3. Раскрыть идею взаимоотношений между героями.

4. Учить выразительному чтению.

5. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с людьми и выслушать и понять других.

Оборудование:

1. Учебно-методический комплект по системе Эльконина – Давыдова.

2. Сочинения и рисунки учащихся.

3. Запись симфонического оркестра.

4. Карточки с именами героев, с названиями частей скрипки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

  • Творчество какого автора изучали на прошлом уроке?
  • Назовите произведение? Жанр? Тема? (История скрипки). Героев сказки?

Тема сегодняшнего урока: образ скрипки в сказке Е. Пермяка “Пастух и Скрипка”.

3. Мотивация: для чего? Цели урока.

  • Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, передавать чувства, настроение автора, героев)
  • Для чего это вам надо? (Чтобы правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чтобы с нами было приятно общаться другим людям).

Цели урока (на доске):

  • Как меняется образ Скрипки. (Характер, чувства, внешность).
  • Почему это происходит?
  • Отношения к Скрипке героев сказки (Столяра, Осла, Пастуха), автора, читателя.
  • Формирование идей сказки (главных мыслей).
  • Учиться выразительно читать.
  • Определять настроение, чувства героев и автора.
  • Учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с другими, выслушать и понять собеседника.

4. Образ Скрипки в мастерской Столяра

 

  • Прочитать описание Скрипки.
  • Почему получилась такая прекрасная Скрипка? (Большой любитель музыки, вдунул в нее “свою душу”).
  • Как понимаете “вдунул свою душу”?
  • Как относятся к Скрипке герои? (Столяр, люди, птицы, автор).
  • Расскажите о своих впечатлениях, чувствах.
  • Какие цвета вы выбрали, чтобы изобразить внешность данной Скрипки, ее чувства, настроение? Почему?
  • Попробуйте стать Скрипкой и выразить словами, что она чувствует сейчас.
  • Сочинение: “Я Скрипка”.
  • Звучит симфонический оркестр. Звуки смычковых инструментов.

Скрипка у Осла

  • Почему оказалась у Осла?
  • Отношение (Осла, автора) к Скрипке. (Притворился, ужасно, нельзя без слез и обиды, несчастная).
  • Как изменилась внешность?
  • Выбор цвета. Рисунки. Обоснование выбора цвета.
  • Чувства Скрипки. Сочинения “Я скрипка”.

Скрипка на чердаке

  • Жива ли еще душа? Докажи. (Переживает каждый звук, вырвались звуки из души, разбудил желание звучать).
  • Отношение Пастуха к Скрипке. Скрипки к пастуху. (Чтение отрывков из текста).
  • Какой цвет выбрали, чтобы описать чувства Скрипки (цвет надежды).

Выздоровление Скрипки

  • Кто помог? (мать, доктор, Пастух).
  • Прочитайте, как они к ней относились.
  • Поступок Скрипки, отказалась звучать в других руках. Почему? (перестала быть наивной, доверчивой).

5. Формирование идей произведения.

  • Почему так меняется образ Скрипки на протяжении сказки (ее внешность, чувства, поступки, звучание).
  1. Зависит от того, кто рядом, как поступят с тобой, что говорит, какие чувства к тебе испытывают.
  2. Помощь друзей необходима каждому.
  3. Понимание других, ценить искусство, красоту души.
  4. Талантливые люди или грубые, невежи, ленивые могут влиять на формирование личности.
  • Мог ли Осел стать музыкантом и ценить искусство? В каком случае?
  • Могла ли погибнуть Скрипка? В каком случае?
  • Надо ли было бороться за свою жизнь?
  • Прочитайте, как сказал об этом автор?
  • Что вы хотели бы сказать от имени Скрипки людям? Какими она хочет нас видеть?

“Не будьте грубыми. Трудитесь, чтобы стать мастером своего дела и приносить людям радость. Развивайте свои способности, таланты. Внимательно относитесь друг к другу. Любите друг друга. Будьте добрыми. Уважайте чужой труд….”

Это и есть идеи произведения. Я думаю, мы поняли, что хотел сказать автор, когда сочинял такую сказку.

6. Подведение итогов

  • Что нового узнали для себя?
  • Чему учились на уроке?
  • Что вы хотите сказать людям от имени скрипки?

Выбери модель скрипки того цвета, который соответствует твоему настроению в данный момент (жёлтый, белый, оранжевый, красный, синий, зелёный, сиреневый, коричневый, голубой, малиновый, чёрный)