Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


В течение 2004-2006 гг. в гимназии № 1529 (г. Москва, ЦАО) в 5-8 классах преподается курс этики в рамках работы городской экспериментальной площадки “Нравственной образование в средней школе” (научный руководитель – Э.П. Козлов, к.п.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией нравственного образования в Институте содержания и методов обучения Российской Академии Образования).

Целью данного эксперимента является апробация содержания нравственного образования в школе и его освоение учащимися, разработка комплектов соответствующих методических и учебных материалов для учителей и учащихся [5].

Главными задачами в рамках нового предмета для педагогов гимназии стали формирование у учащихся представлений об основных понятиях нравственного сознания и структуре морали, усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе жизни людей в нашем обществе. Конечной целью экспериментального курса являлись содействие нравственному развитию личности и выработка нравственных основ мировоззрения учащихся.

Реализация указанных задач осуществляется в тесном взаимодействии предметов основной школы и экспериментального курса. Мы хотели бы показать возможность такой интеграции в курсе истории Средних веков (6 класс) на примере темы “Средневековый город и горожане”. Её уместно дополнить рассмотрением в период средневековья и в наши дни на уроке этике.

Цели такой интеграции следующие:

1. образовательная – подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, своеобразию жизни средневековых горожан, отличия их от жизни средневековой деревни;

2. развивающая – формирование умений работать с исторической картой и картиной, раскрывать причинно-следственные связи, работать с текстом;

3. воспитывающая – развить творческого потенциала учащихся; показать зарождение ряда современных ценностей в эпоху средних веков, показать их эволюцию в общечеловеческие ценности.

При проведении такого интегрированного урока используются раздаточные материалы (текст, картины) и учебная презентация или историческая карта (рисунок 1) и учебная картина “Средневековый город” (рисунок 2). Текст раздаточных материалов составлен с опорой на сведения, приводимые в учебниках М.Ю. Брандта и А.Я. Гуревича [1,3].

Ход урока приведен в следующей технологической карте. Оговоримся, что урок истории показан только в той части, которая непосредственно связана с выполнением задания на занятиях по “Этике”.

План Учитель Ученики
1. Причины возникновения городов Рассказ учителя

Определение города (показано в презентации)

Выписать в тетрадь причины появления новых городов (успехи в развитии хозяйства в Х в., отделение ремесла от сельского хозяйства)
2. Места появления новых городов Беседа по карте: где должны возникнуть города? Что будет привлекать множество людей?

Где удобнее всего вести торговлю?

Работа с исторической картой, запись в тетрадь мест возникновения городов (показаны после устных ответов в презентации)
3. Вид средневекового города Работа с исторической картиной:

Как мы определяем, что перед нами (на фотографии) – город?

Чем средневековый город отличается от современного?

Чем отличается город от деревни?

Можем ли мы сказать, каковы были ценности средневековых горожан, глядя на картину?

Ответ на вопросы учителя

(указана городская стена, удобное место положения, большое число тесно стоящих строений, грязные, узкие улочки, рынок, дома в несколько этажей, каменные здания, ратуша – свобода, часы – время, рынок и лавки ремесленников – продажа изделий ремесла, городской собор – вера в бога).

4. Домашнее задание (приведено та часть, которая выходит на работу элективного курса) Определить, какие ценности у средневековых горожан совпадают с современными, сохранились ли ценностные различия между современными городом и деревней? Запись вопроса.
5. Вводное слово преподавателя элективного курса “Этика” Определение цели занятия – понятие “ценность”, духовные и материальные ценности в жизни современного человека. Запись определения понятия “моральные ценности”, “Материальные и духовные ценности”
6. Обращение к историческому опыту Всегда ли существовали одинаковые ценности для всех людей, когда зародились современные ценности Высказывают свою точку зрения, обращаются к домашнему заданию по истории
7. Средневековая система ценностей Предложение поработать в группах – “город” и “село”, выявление системы ценностей в средние века в Европе Работа с раздаточным материалом; контроль осуществляется путем выбора картин, отражающих материальные и духовные ценности горожан и крестьян в эпоху средних веков с помещением их на доску.
8. Современные ценности Беседа с учащимися: какие из перечисленных нами ценностей сохранились, какие стали характерны не только для города, но и для села, почему? Ответ на вопросы учителя, отмечают сохранение трудолюбия, на селе – сохранение традиций, на село распространяется тяга к знанию, к новому, отмечают ценность времени, стремление получать доход от своей работы. Это связано с изменением образа жизни на селе в сравнении со средними веками. Отмечают ценность свободы, уважение человеческого достоинства, невозможность измерить всё только деньгами. Записывают вывод.

ПРИМЕР РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Средневековый город

Город в средние века ещё не полностью оторвался от деревни: часть жителей имела участки земли в окружавших его полях, держала скот. Но жизнь в городе шла в ином ритме, чем в деревне. В городах встречалось множество людей, которые приходили из других мест и стран. Они постоянно соприкасались между собой, уклад жизни менялся. Профессии в городе были более разнообразны, чем в деревне, они требовали новых знаний и навыков. Выдвигались новые слои общества с собственными интересами и представлениями о мире и человеке.

Ремесленники и купцы нуждались в свободе, чтобы развивать производство и торговлю, не подвергаясь стеснениям со стороны сеньора. Горожане боролись за самоуправление, за коммунальные вольности: право иметь собственные выборные власти, суды, полицию, ополчение, устанавливать местные налоги и законы.

Горожане пользовались личной свободой. Если сбежавший крестьянин проживал в городе год и один день, он становился свободным человеком.

Первоначально власть в освободившихся городах принадлежала семьям из самых богатых горожан, из патрициата. Только они имели право заседать в городском совете и избираться на высшие должности.

Купцам и ремесленникам нужно было уметь считать деньги, товары, вести записи. Поэтому пробудился интерес к арифметике и письму. В городах, среди торговцев растет потребность в географии, появляются географические карты, насыщенные реальными деталями - очертаниями берегов, островов, континентов.

С точки зрения церкви, ремесленники и купцы, которые мошенничают и обвешивают народ, обречены на вечную гибель, хотя надежда спастись у них была: нужно было творить добрые дела, а за душу умершего родственника нужно молиться, тогда она очистится в чистилище и попадет в рай.

Растет потребность в точном измерении времени, которым не могли не дорожить купцы и ремесленники. Время становится одним из даров Творца, его нужно беречь и разумно им распоряжаться. На колокольнях соборов и башнях городских советов в крупных городах появляются механические часы.

Мир – это мастерская, а труд ремесленника подобен труду Творца. Получают признание земные интересы человека, его активная деятельность, труд и честно заработанное имущество.

Вопрос: каковы были главные ценности средневекового горожанина? Какие из них были духовными, какие – материальными? Какие из них сохранили своё значение до сих пор?

Средневековая деревня

Крестьяне образовывали основание феодальной иерархии, находясь официально вне её. За их счет жили все господа. Но крестьяне были не вассалами, а подданными. Чтобы избежать худшего – разграбления хозяйства вооруженным и воинственным соседом, простым людям приходилось искать защиты у могущественного светского сеньора или монастыря. Забота о защите своего хозяйства побуждала крестьянина держаться своего хозяина, в котором он видел своего покровителя.

Покровитель крестьян присваивал себе право собственности на их земли, в том числе на общинные угодья (выпасы скота, леса, пустоши) и требовал от них исполнения барщины и уплаты оброка. Крестьянина судили в поместном суде, он не мог покинуть своего господина и без его позволения переселиться в другую местность.

Все эти ограничения свободы на протяжении длительного времени не воспринимались крестьянами как очень стеснительные. Понятие свободы в деревенской среде ещё не привилось. Повинности и оброки не менялись из поколения в поколение. Их регулировал обычай, с которым считались все – и крестьяне, и крупные землевладельцы. Всякие новшества встречались с подозрением, а то, что было раз и навсегда установлено, считалось добром именно в силу того, что издавна повелось.

Крестьянин – всеобщий кормилец. Церковь утверждала, что именно у крестьян наибольшие надежды на загробное спасение: ведь они, выполняя божьи заветы, добывают хлеб насущий в поте лица своего. Феодальное общество опиралось преимущественно на физическую силу крестьянина. Крестьянскому хозяйству нужны были рабочие руки, и ребенок в крестьянской семье начинал трудиться с раннего детства.

Во главе угла, однако, стояла забота о спасении душ христиан, десятая часть урожая отдавалась католической церкви.

В то же время сельских жителей презирали за невежественность и необразованность. Они полагались в основном на слухи, молву, черпали свои познания из рассказов старших, мифов и преданий, им было нелегко отличить правду от вымысла, разграничить действительность и фантазию. Они были доверчивы ко всякого рода небылицам.

Время и меры счета были неточны, приблизительны: длину пути меряли в днях, ткань – локтями, площадь земли – на глаз.

Вопрос: каковы были главные ценности средневекового крестьянина? Какие из них были духовными, какие – материальными? Какие из них сохранили своё значение до сих пор?

Список литературы:

  1. Брандт М.Ю. История Средних веков. 6 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Грамматика нравственности. Книга для чтения. 6 класс. Часть I, II. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали./ Под ред. Э.П. Козлова. М., ИОСО РАО, 2003 (печатается по решению Ученого совета по гуманитарным наукам и лаборатории нравственного образования ИОСО РАО).
  3. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
  4. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
  5. Московская городская экспериментальная площадка по проблеме: “Нравственное образование в средней школе”. Вып.1. М., 2004.
  6. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. История Средних веков. 6 класс. – М.: Новый учебник, 2002.