Урок русского языка в 3-м классе (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

1 .Формирование понятия о категории склонения имен существительных.

2. Развитие аналитического мышления.

3. Воспитание культуры общения.

Урок изучения новых знаний.

Ход урока

I. Наблюдение.

На доске записи:

Лиса, ягода, тетрадь, стекло, дедушка, солнце, пальто, арбуз, гвоздь, земля, Володя, чувство, Надя, печь, яблоко, ключ.

Уч-ль: Проведите наблюдение за записями на доске. Найдите общие признаки, обоснуйте ответ.

Уч-ки:

- Это имена существительные, потому что отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.

- Это имена существительные в начальной форме, потому что они ед.ч. и отвечают на вопрос Кто? Что?

Уч-ль: Проведите классификацию по орфографическому признаку.

(В ходе высказываний учениками было выделено 5 групп):

  • Слова с безударной гласной, проверяемой ударением;
  • Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением;
  • Слова с парной согласной;
  • Слова с непроизносимой согласной;
  • Слова с ь знаком в конце.

Уч-ль: Какие новые словарные слова встретились?

Ученики вычленяют словарные слова, анализируют орфограммы.

Уч-ль: Если провести классификацию по морфемным признакам?

Уч-ки в ходе обсуждения предлагают выделить 2 группы по составу основы:

1) основа из корня;

2) основа из корня и суффикса.

Уч-ль: Как еще можно классифицировать эти существительные в зависимости от категорий?

Уч-ки:

  • Одушевленные, неодушевленные.
  • Собственные и нарицательные.
  • По родам.

Уч-ль: Остановимся на классификации по родам .Самостоятельно разделите на группы по родам, выделите окончания.

Проверка:

ж.р. м.р. с. р.
Лиса, дедушка, стекло,
ягода, арбуз, солнце,
тетрадь, гвоздь, пальто,
земля, Володя, яблоко,
Надя. ключ. чувство.

Уч-ль: Можно лишь глядя на окончания определить род имен существительных?

После обсуждения ученики приходят к выводу. Что по окончанию можно определить только средний род имен сущ.

Уч-ль: Объединитесь в группы и проведите наблюдения над родовыми окончаниями имен сущ. Подумайте, какие группы можно выделить на основании наблюдения.

(В ходе обсуждения в группах ученики приходят к выводу, что можно выделить:

а) 3 группы: ж.р и м. р. с окончаниями а-я; ср. р. с окончаниями о –е; м. р. и ж.р. с нулевым окончанием.

б) 4 группы: : ж.р и м. р. с окончаниями а-я; ср. р. с окончаниями о –е; м. р. с нулевым окончанием; и ж.р. с нулевым окончанием.

Уч-ль: Какие процессы могут происходить со словами?

Уч-ки: словоизменение и словообразование.

Уч-ль: Как назовете словоизменение по падежам?

Уч-ки: Склонение.

Уч-ль: Найдите лишнее слово.

Уч-ки: пальто.

Уч-ль: почему?

Уч-ки: Потому что оно не склоняется по падежам.

Уч-ль Буквы а, я – это разные окончания или варианты одного и того же окончания?

(Возникают противоречивые мнения. Проводится звуковой анализ слов земля и ягода

, а г а д а]  [з, и м л, а].

Вывод: Окончание одинаковые [а] , а обозначены буквами а и я. Просклоняем слова со сходными окончаниями. Проведем наблюдения

(6 человек у доски склоняют сущ. ягода, Володя, арбуз, яблоко, солнце, печь , а остальные самостоятельно склоняют сущ. со сходными окончаниями по выбору из сущ. на доске. Или класс разбивается на 6 вариантов и склоняет сущ. вместе со всеми в целях облегчения проверки своей работы).

Проверка:

  ж.р. м.р. ср. р. м.р. ж.р.
И.п а-я а -я о-е
Р.п. ы-и ы-и а -я а -я и
Д.П. е е у -ю у -ю и
В.п. у -ю у -ю о -е
Т.п. ой - ей ой - ей ом-ем ом-ем ю
П.п. е е е е и

 Выводы о падежных окончаниях.

Уч-ль: Можно ли глядя на падежные окончания классифицировать существительные?

Ученики выделяют 3 группы на основе падежных окончаний

I II III
м.р., ж.р.
а- я

ср.р.,
м.р.
о – е

ж.р.

По какому признаку выделены группы?

Уч-ки:

По склонению. (делают вывод).

Вывод: У имен существительных в зависимости от склонения по падежам выделяют три группы склонения.

Ученики соотносят свой вывод с выводом учебника, открыв соответствующую стр.

II. Уч-ль просит определить тему урока и цель. Уч-ки называют тему Склонение имен сущ. Цель: узнать, что такое скл. сущ. и почему получилось 3 скл у сущ.

III. Закрепление.

Уч-ль дает задание записать в тетрадь сущ. с доски по скл. После самостоятельной работы и проверки ученики делают вывод о том, что такое скл., как определить скл. имен сущ. и создают пошаговый алгоритм:

  • поставить в начальную форму.
  • определить род.
  • определить окончание в нач. форме.

IV. Итог урока. Рефлексия: какую задачу решали на уроке ? Кто считает , что не испытывает затруднений при определении скл сущ.? Кто думает. Что ему еще нужно потренироваться, чтобы хорошо научиться? Еще раз делают вывод о скл. И о том, как определить скл.

Дом. задание: подобрать и записать как можно больше сущ., распределив их на группы по скл. Повторить правило и алгоритм.