Использование технологии дидактических задач на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Технология дидактических задач

Ядром обучения в технологии дидактических задач становится понимание поставленного задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, ее контроля и оценки. Важным является не только самостоятельное планирование учащимися собственной деятельности, проведение, контроль выполнения, но и организация ими собственного учебного процесса. Целью задания не является выполнение работы как токовой. В центре обучения стоит усвоение базы знаний, необходимых для компетентного выполнения деятельности.

Интересными в технологии дидактических задач являются два аспекта: “полное рабочее действие” и “генезис” продуктов. Изделий, которые используются как шаги поиска для вариантов содержания дидактических задач. Под генезисом продукта понимается процесс его существования от замысла до вывода из эксплуатации.

В данной технологии элементы “полного действия” структурируют ход обучения. Действие считается полным тогда, когда тот, кто действует, пройдет все фазы , включая достижения цели сам. Действия начинаются с информационной фазы, во время которой обучаемые получают задание. Затем планируется ход действий и выбирается одна из возможных альтернатив действия. Наконец, выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется и весь цикл действия рефлексируется Таким образом, фазы занятия выстраиваются следующим образом.

1.1. Фазы занятия

Информация. Занятие начинается с постановки практического задания: нужно выполнить заказ клиента, изготовить деталь, приготовить холодные закуски, вычислить сумму, которую требуется уплатить и т.д. Что будет выбрано исходным пунктом заданий, зависит от знаний, которые нужно сообщить. Обучаемые видят, с какими трудностями они столкнутся в жизни, возникает ситуация запроса необходимых знаний и умений. Для выполнения заданий (дидактические задачи) необходима определенная информация. Которую представляет педагог в виде учебников, конспектов, методических рекомендаций, информационных листов и т.д. На начальном этапе использования методики педагог может сразу предложить информацию. В дальнейшем информация педагогом не предлагается. Так как задание является для учащихся новым и выбрано так, что с помощью раннее полученных знаний и умений его нельзя решить, они чувствуют информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостаточную информацию. Педагог держит ее наготове в форме информационных листов, инструкций по эксплуатации, договоров, и т.д. Обучающиеся знакомятся с данной информацией и направляют ее на решение задачи.

Планирование. Обучаемые на основе изученной информации индивидуально определяют возможные пути решения задачи, выстраивая этапы деятельности.

Принятия решения. На третьем этапе занятия определяется оптимальный путь решения задачи. К этой фазе относится также оценка последствий принятия мер, чтобы соответствовать принципу минимум-максимум: с наименьшими затратами добиться наибольшей пользы. Работа над этой фазе занятия может быть как индивидуальной, так и групповой, когда обучаемые сравнивают свой план действий с планами товарищей, обосновывая свою точку зрения.

Выполнение. За планированием решения задачи следует воплощение запланированного в конкретные действия.

Контроль. После выполнения задания наступает этап контроля сделанной работы. На этом этапе устанавливается, достигнута ли цель действия.

Оценка. Занятие заканчивается оценкой выполнения задания. Обучаемые оценивают не только целесообразность стратегии работы, но и кооперацию в группе, бережное использование инструментов и т.д. Оценке подлежит успешность деятельности: что ей содействовало, что мешало. Речь идет о том, чтобы исследовать возможность обобщения полученных знаний и навыков, умения вносить коррективы в планирование на основе анализа выполненных действий.

“Генезис” продукта позволяет разнообразить формулировку дидактических задач, включая технологию при изучении стадии создания продукта.

1.2. Варианты технологии дидактических задач

Выделяют два варианта технологии - задание и анализ. Задание – это такие методические варианты, в которых учащиеся должны искать решение для открытой ситуации, планировать изготовление отдельной детали, конструктивно изменить деталь, смонтировать узлы и т.д. В случае анализа исследуется готовые детали. А у отдельных деталей последовательность шагов изготовления, у узлов и машин анализируют общее функционирование деталей и планируется демонтаж. Таким образом, внутри дидактики задач обнаруживается большое количество методических вариантов (таблица 1) .

Варианты технологии дидактики задач

Фазы появления Задания Анализ
Проектирование Проектировочное задание Проектировочный анализ
Определение функции Задание по функции Анализ функции
Конструкция Задание по конструкции Анализ конструкции
Изготовление Задание по изготовлению Анализ изготовления
Монтаж Задание по монтажу Анализ монтажа
Использование Задание по использованию Анализ использования
Ремонт Задание по ремонту Анализ ремонта
Вывод из эксплуатации Задание рециклингу Анализ рециклинга

1.3 Конструирование задачи

Формулирование задачи включает в себя две части: ситуацию и задание. Задача не может содержать в себе только задание: испечь пирог, пришить карман, наклеить обои и т.д. Это задание должно быть конкретизировано ситуацией: испечь полуоткрытый пирог весом 1 кг, пришить накладной карман, наклеить обои на ошпатлеванную бетонную поверхность.

Варианты формулировки дидактических задач

Задание 1. Как кондитер, вы получили заказ на приготовление полуоткрытого пирога из дрожжевого сдобного теста весом 1 кг.

Анализ 1. Кондитер изготовил полуоткрытый пирог из дрожжевого сдобного теста. Для этого она:

  • приготовила опару, брожение которого продолжалось 2.5 часа;
  • замесила тесто, которое бродило 2.5 часа;
  • в процессе брожения сделала четыре обминки;
  • разделала тесто;
  • поставила на расстойку на 10 минут при температуре 20 градусов;
  • выпекла при температуре 180 градусов.

Проанализируйте действие кондитера. При обнаружении ошибок предложите способы их исправления.

2.Занятие по бисероплетению “Стрекоза”

1.1 Технологическая карта занятия: “Стрекоза”

Эта пы занятия Цель этапов Время Содержание деятельности Средства Формы и методы Измерители
Педагога Уч-ся
1. Орг. момент Мотивация деятельности учащегося 5 мин Формирует тему, цели, мотивирует уч-ся Восприятие темы, принятие ее   Фронтальная, беседа  
2. Информация Понимание задания. Знать технологию плетения бисера на проволоке 4 мин Педагог предъявляет задание, организует деятельность уч-ся по изучению нового материала Восприятие задания. Изучение информации Технологические карты Парная, наглядные, словесные  
3. Планирование Уметь рационально организовать работу по выполнению изделия, критически оценивать материалы 2 мин Организует работу по решению задачи, консультант Определяют возможные пути решения задачи, выстраивают этапы деятельности, обмен мнениями Технологическая карты Групповая, дискуссия  
4. Принятие решения Уметь находить оптималь ный путь решения 4 мин Консультирует в случае затруднения Принимают решения, обосновывая свою точку зрения Технологическая карта, лист планирования, эталон Групповая, дискуссия Соблюдение тех-ой последовательности
5. Выполнение Умение поэтапно изготавливать изделие согласно тех. карте 25 мин Контроль правильного выполнения, организация физ. минут. Изготовление изделия, выполнение физ.минут. Бисер, проволока, ножницы, линейка Индивидуальная, самостоятельная, практическая работа  
6. Контроль Уметь установить правильность изготовления изделия 2 мин Определяет достигнута ли цель Осуществляют взаимоконтроль Эталон Групповая, взаимоконтроль Сравнение с эталоном
7. Оценка Уметь оценивать полноту и правильность выполнения задания в сравнении с критериями 3 мин Анализ оценочных листов и подведение итогов Работа с оценочными листами Оценочный лист Групповая, фронтальная, взаимооценка, монолог Критерии оценки

1.2 Занятие по бисероплетению “Стрекоза”

Наглядные пособия:

  • Изделия из бисера: паучок, стрекоза, бабочка, муравей, ящерка, гусеничка, улитка, червячок, мошка, цветы
  • Проволока, бисер, бусинки, стеклярус, рубка
  • Карточки-описание, технологические карточки, оценочные листы
  • Плакат с изображением Матушки-Природы, полянка “Трава-Мурова”

Инструменты и материалы: ножницы, линейка, проволока, бисер, бусины, стеклярус, рубка, блюдца для работы с бисером.

Ход занятия: “Стрекоза”

Путешествие в страну “Траву-Мураву”.

Слово педагога:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами научимся настоящему волшебству! А для этого нам понадобятся ваша фантазия, умелые руки и терпение.

Королевой сегодняшних чудес будет наша гостья - Матушка-Природа (педагог обращает внимание детей на плакат с изображением Матушки-Природы). Её сегодняшний визит к нам особенный. Приглашает она нас в волшебную страну “Траву-Мураву” и хочет познакомить с жителями этой чудной страны. Обидно Матушке-Природе, вокруг нас столько интересного, необычного, а мы порою не замечаем этого.

Люди, которые умеют видеть в самом обычном, порою незаметном, что-то особенное, удивительное, говорят, что они настоящие волшебники. А вы, ребята, хотите стать волшебниками?

Дети:

- Да! Конечно, хотим!

Педагог:

- Ну, тогда давайте все дружно отправимся в волшебную страну “Траву-Мураву”!

- Прислушайтесь…(звучит музыка) и представьте, что вы на лесной полянке. Лето в полном разгаре. Солнечные лучики нежно ласкают и греют вас своим теплом. Воздух наполнен ароматом трав и цветов. Хочется лечь на травку, подставив солнышку лицо, и не шевелиться. Мы медленно опускаемся на мягкую, нежную траву… И вдруг, перед собой, видим нарядный маленький мир! (педагог обращает внимание детей на полянку (Приложение 1). Муравей несет соломинку, для постройки своего жилья, бабочки- красавицы перелетают с цветка на цветок, а вот божья коровка греется на солнышке и никого не боится, наоборот предупреждает, вот я какая красная в черный горошек, знайте, я, ядовитая, несъедобная. Ребята, смотрите, какой грибочек! Беленькая ножка коричневая шляпка. Давайте его заберем с собой! Нет, не получится, есть уже у гриба хозяин, улитка ползет по шляпке. Улитка пугливая , чуть что , сразу юрк к себе в домик и нет ее. Грибочки для нее просто наслаждение. А посмотрите сюда! Кто это? Зелененький, как травка, да еще песни распевает.

Дети:

- Кузнечик!

Педагог:

- А знаете ли, вы, что песни свои кузнечик поет ножками, а коленки его сгибаются ни как у всех вперед, а наоборот назад.

Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие?

Дети:

- Да, очень понравилось! Это было здорово!

Педагог: Сегодня, мы, с вами превратим россыпь разноцветных крупинок бисера и бусин в красавицу стрекозу, и поселим ее на волшебной полянке.

- Сейчас я вам раздам карточки-“описания” (Приложение 2), вы, пожалуйста, ознакомьтесь и внесите краткий план вашей работы в лист планирования.

Дети работают по карточкам, составляют план своей работы (Приложение 3)

- Итак, план работы у вас готов. Давайте вместе, поэтапно рассмотрим план работы изготовления фигурки стрекозы. Я на доске буду показывать схематично этапы изготовления стрекозы, а вы, пожалуйста, каждый показанный на доске этап озвучьте. (Приложение 4)

Педагог:

- Ребята, подготовьте все необходимое для работы: бисер, проволоку, бусины, план работы, линейку.

Педагог:

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с бисером

Дети:

  • Бисер нельзя брать в рот
  • Осторожно обращаться с проволокой, чтобы не уколоться
  • Ножницы передавать вперед кольцами

Педагог:

- Молодцы, правила работы с бисером вы знаете, но самое главное, чтобы вы их применяли при работе с бисером.

- Итак, вы можете приступить к изготовлению стрекозы.

Если возникнут вопросы, я готова вам помочь (дети приступают к работе, после 10-15 минут работы с бисером провести гимнастику для глаз)

- Ребята, сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Я вам буду показывать геометрические фигурки, вы называете их, а потом рисуем глазками эти фигуры.

- Ну что ж, наши стрекозы готовы.

Сейчас я, вам, раздам оценочные листы. Вы поменяйтесь стрекозами с товарищем по парте и по критериям оценочного листа поставьте баллы за работу. (дети оценивают работы, Приложение 5)

- Итак, кто набрал у нас больше баллов за работу, пройдите к полянке со своими стрекозами и найдите им место, где они будут себя чувствовать хорошо и уютно.

- Посмотрите на нашу полянку, она стала еще красивей и нарядней. Если чьи- то стрекозки сегодня не долетели до волшебной полянки, не расстраивайтесь, самое главное, что вы научились делать стрекозку, обратите внимание на свои оценочные листы. Глядя на нашу полянку, я поняла, что вам понравилось занятие.

- Занятие подходит к концу. Но перед тем как расстаться, давайте вспомним строки о нашей Матушке-Природе (дети читают стихотворения о природе, подготовленные дома). Молодцы. Наша гостья, Матушка-Природа, тоже, осталась вами довольна.

Я надеюсь, что все мы будем жить в мире и согласии с матушкой-природой, беречь и любить ее, охранять, содержать в чистоте и порядке как свой дом, наш общий дом. И помнить, что каково в дому, таково и самому.

Приложение 1. Страна “Трава-Мурова”

Приложение 2. Технологическая карта “Стрекоза”

Приложение 3. Технологическая карта “Лист планирования”

Приложение 4. Схема изделия

Приложение 5. Оценочный лист