Внеклассное занятие по русскому языку "Слово или не слово"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания детей о значении слов;
  • развивать познавательный интерес к уроку русского языка;
  • воспитывать чувство взаимовыручки во время игры.

Оформление:

  • красочный заголовок “Слово или не слово?”, карточки в виде геометрических фигур со словами “парта”, “карандаш”, “машинист”, “пастух”, “малина”, “береза” и красочные иллюстрации к ним, расположенные над доской и на боковых стенах от парт не по порядку.
  • карточки с текстами стихотворений.

Ход занятия

1. Слово воспитателя:

- Сегодня на наш адрес пришла телеграмма с таким вот текстом: “Найдите у себя в классе то, что написано на этих фигурах. Ваш злой Акошиб”. Ребята, вы, случайно не знаете, кто это такой? Вот и я не знаю. Может быть узнаем, если выполним задание. Только вот выполнять его надо очень осторожно. Этот странный Акошиб требует, чтобы мы сидели смирно, глядели вокруг, только слегка поворачивая голову.

Дети смотрят вокруг, называя, где находятся иллюстрации. (Данное упражнение выполняет функцию разминки). Вызывает затруднение с нахождением иллюстрации слова “парта”, т.к. парта находится у каждого ученика.

Воспитатель:

Странно, с заданием справились, а кто такой Акошиб – не узнали. Что же обозначает это слово. Да и слово ли это? Мы же с вами знаем, что каждое слово что-нибудь обозначает. Об этом даже в стихах говориться. Например вот в этом. (Подготовленный ученик читает стихотворение И.Токмаковой “Плим”).

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет -
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

Воспитатель:

- Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка?

- Что означает плим? Повторите две последние строки из стихотворения.

Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Поведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от не слов.

На доске записаны слова и начало некоторых слов. Вместо точек нужно добавить одну букву.

Ведущий называет некоторые буквы (примеры даны в скобках), а дети читают получившиеся слова. Одновременно отмечают: получилось слово или нет.

…от (к, ж, р, п, ф) со…(б, к, м, щ, р)
…ара (г, ж, ф, п, р) сто…(л, г, ж, н, т)
…арта (в, д, к, с, п) поро…(г, х, с, б, ф)

- А теперь задание сложнее. Чтобы его выполнить, необходимо быть очень внимательными. Давайте проверим, какие вы внимательные. Повторяйте за мной движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово. Кстати, вы сами должны его назвать. Это слово часто звучит при просьбе. (Дети называют слово “пожалуйста”). Далее воспитатель выполняет различные движения, а дети повторяют за ним но при условии, если звучит нужное слово.

Пятый лишний”. На доске в три столбика записаны слова:

Ком бок рой
Кол бощ рог
Коф боб ров
Кот бор рот
Кок бот рор

- Можем ли мы их все назвать словами? Найдите “пятого лишнего” в каждом столбике. Почему “коф”, “бощ”, “рор” оказались лишними? Что означают каждое слово в столбиках?

- А теперь прослушайте новое стихотворение, которое также необходимо на нашем занятии. Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Сапгира “Ли-мон”.

Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
-Лимон…-
Сразу станет кисло.

- Как видите даже слог не имеет значения. Но все же слог имеет для нашей речи большое значение. Почему? (Дети отвечают, что из слогов состоят слова.) Проведем игру соревнование “Составь слово”. У вас на столах лежат вперемешку карточки со слогами. Необходимо подобрать так нужные слоги, чтобы получились слова. Чья команда справится с этим заданием быстрее?

По команде воспитателя дети работают с карточками. По окончании работы подводятся итоги.

Конкурс “Фантазирование” начинается инсценировкой стихотворения-шутки Н. Кончаловской “Про овощи”. (Творческая группа)

Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод,
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо.
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редесвекла, чеслук и репуста…

- Почему так удивились знакомые садовода?

- Из каких слов образованы: огурбуз, помидыни, редисвекла, чеслук, репуста?

(Ответы детей).

- Быть может, у нашего незнакомца Акошиба тоже все перепуталось. Наверное мы его хорошо знаем, и он просто прячется. Давайте, разделим его странное имя на буквы и попробуем составить новое слово.

Дети составляют слово “ошибка”.

- Вот беда. Эти ошибки не дают нам покоя. Они заставляют нас быть внимательными, так как очень хорошо умеют прятаться.

Очень хочется закончить наше занятие на веселой нотке. Предлагаю взять карандаши и бумагу и нарисовать те чудо-овощи, которые выросли у садовода.

Творческая работа детей, по окончанию которой из работ составляется выставка.