Толерантное взаимодействие этнических групп - фактор социальной безопасности

Разделы: ОБЖ


Актуализация проблемы

Экономические и социально-политические реалии на постсоветском пространстве таковы, что наблюдается постоянный рост миграционных потоков из бывших союзных республик в Россию. Количество мигрантов из этих регионов в России постоянно увеличивается. Всё чаще в наших школах обучаются дети этих мигрантов. Эта тенденция актуальна и для нашей школы. Постоянно увеличивается число детей представителей различных этнических групп. Подавляющая часть из них исповедуют ислам. У них другая религия, мировоззрение, национальные традиции, менталитет, наконец. Учитывая демографическую ситуацию в России можно прогнозировать дальнейший рост численности национальных диаспор на российской территории. Есть примеры проявления неуважения представителей этих диаспор обычаев и традиций местного, то есть русского населения, что может привести к конфликтам на национальной почве. Недавние события в г. Кондапоге показали, что вероятность этих конфликтов реальна. Очевидно, что возникновение таких конфликтов несёт угрозу безопасности и территориальной целостности России.

В связи с этим актуальной становится проблема формирования, воспитания толерантных норм взаимодействия представителей различных национальностей. Кроме того, жизнь общества всё более характеризуется настроениями нетерпимости, связанными с возрастающими культурными, религиозными и социальными различиями между людьми. Преодоление этой ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной мировоззренческой установки у школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.

Пути решения проблемы

В МОУ СОШ № 71 был разработан проект (автор В.Н. Курюкина) по формированию толерантных качество образовательной среды. Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые позволяют ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззрения школьника. Поэтому целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в эффективном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.

Реализация проекта будет осуществляться в течение трёх лет.

Для работы над проектом было сформировано 4 учебных центра, работающих над реализацией различных аспектов толерантного воспитания. Один из центров является координационным, функцией которого является координация всей работы и анализ социологических исследований и методических разработок других центров.

Ниже приведены названия центров и их ключевые идеи:

Центр “Инсайт” - понимание, открытие, внедрение.

Центр “Милосердие” - помощь, соучастие, опыт

Центр “Поддержка” - сочувствие, сопереживание.

Центр “Контакт” - безопасность, религия, решение конфликтов.

Центр “Аналитика” - координация разработок всех центров и их работы.

Методологию работы в рамках проекта по формированию толерантной среды можно проиллюстрировать на примере деятельности центра “Контакт”. В соответствии с концепцией проекта целью деятельности центра является создание условий и образовательной среды для воспитания толерантной личности и формирование в школе атмосферы неприятия насилия.

В свете изложенной концепции основными задачами деятельности центра являются:

1. Изучение терроризма как наивысшего проявления интолерантности. Предполагается адаптировать алгоритм действий в условиях террористического акта к условиям МОУ СОШ № 71, а также включить в учебный план ОБЖ уроков по безопасному поведению в толпе. Планируется также написание рефератов по этой проблеме.

2. Знакомство с основными мировыми религиями как культурным наследием человечества, проповедующими ценности толерантного взаимодействия людей и сообществ. Эта задача будет реализовываться через элективные курсы, лекции, беседы, видеоматериалы.

3. Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов разработкой и введением в учебный план элективного курса “конфликты и их разрешение”.

4. Воспитание толерантного подхода к взаимодействию представителей различных этнических групп разработкой уроков по изучению национальных культур и традиций, представленных в школе: русской, азербайджанской, армянской, татарской.

5. Организация правового воспитания учащихся как инструмента создания толерантной социальной среды.

6. Формирование у учащихся установок на здоровый образ жизни как необходимого условия воспитания толерантной личности.

Ожидаемые результаты

  1. Создание системы мониторинга образовательной среды в аспекте формирования толерантных качеств, экспертизы образовательных программ и технологий.
  2. Создание и апробация эффективной модели социального взаимодействия школы и общества (общественные организации, СМИ, другие школы).
  3. Создание новых образовательных программ, внедрение “фактора толерантности” в школьные дисциплины (литература, иностранный язык, история, МХК), разработка оригинальных курсов (ОБЖ).
  4. Разработка системы мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся, педагогов, родителей.
  5. Создание “команды” педагогов, объединённых единым видением проблемы толерантности. Создание системы развивающих тренингов и семинаров для педагогов. Формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в сфере толерантного образования.
  6. Публикация материалов проекта.

Литература

1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру М. 2001.