Урок по русскому языку на тему "Текст"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать знания о связном высказывании, расширять представление о характерных признаках текста, повторить ранее изученные орфограммы, продолжить работу над формированием орфографической зоркости;
  • развивать внимание, наблюдательность, умение работать самостоятельно, развивать мышление учащихся, творческие способности, коммуникативность;
  • воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Оборудование: (листы для работы) карточки для учащихся; пословицы на листе.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Подарите друг другу улыбку. Поделитесь улыбкой с гостями.

- Запишите дату (комментируют).

II. Чистописание.

- Посмотрите на I строку, допишите нужные элементы:

- Прочтите слово.

- Я буду комментировать написание букв, а вы должны их угадать (учитель записывает на доске)

и у а с л м

- Посмотрите на буквы. Что заметили?

- Лишняя буква? Почему?

- Самые вдумчивые дети могут увидеть здесь слова. (называют)

ум сила лиса

- Какие из этих слов можно связать по смыслу?

(на доске появляется табличка)

- Попытаемся сегодня на уроке это доказать!

- Какие качества вам понадобятся, чтобы овладеть знаниями?

III. Словарная работа.

Вид работы: комментированное письмо.

вет…р, б…реза, к…лина, янтар… .

- Наидите лишнее слово. Докажите.

- Придумайте предложение со словом янтарь.

Коля подарил маме кольцо с янтарем.

- С помощью чего мы выражаем свои мысли?

IV. Постановка проблемы (учебная задача).

- Прочтите.

- Что вы скажете? (дети находят общее и различие) В чем различие?

Дети приходят к выводу, что справа записаны предложения, связанные между собой по смыслу.

V. Открытие нового знания.

- Представьте, что вы авторы учебника, какое правило о предложениях, связанных по смыслу, вы составите?

- Сверьте ваши выводы с правилом учебника. (зачитывают правило по учебнику)

- Вы оказались правы! Молодцы!

VI. Первичное закрепление материала.

Зачитайте пословицы с доски.

  1. Без дела жить – только небо коптить.
  2. Родная земля и в горсти мила.
  3. Под лежачий камень и вода не течет.

- Я прочту рассказ, вы подумайте, какая из пословиц соответствует этому рассказу. Объясните свой выбор. (Учитель зачитывает рассказ).

Дети находят пословицу и объясняют, почему выбрали именно эту.

- Я записала этот текст на доске в таком варианте. Что скажете?

Мой северный город кр…сив всегда з…мой он сверкает огнями летом его укр…шают парки и скверы ос…нь одевает улицы в з…лотой наря… .

VII. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

- Запишите в тетрадь со знаками препинания.

- Что записали? Какой самый главный признак текста? (проверяем)

Дети объясняют орфограммы, встретившиеся в тексте.

VIII. Итог урока. (рефлексия)

- Какие умения мы сейчас проверяем?

Эти умения нам понадобятся при выполнении домашнего задания. А каким оно будет, вы догадаетесь сами. Возьмите карточки. Читаем.

Я шел по лесной дорожке. Под ногами тихо шуршали опавшие листья. Неожиданно поднялся ветер. Все закружилось вокруг. Я очутился в …

Дети предлагают разные задания: продолжить рассказ, подобрать к нему заголовок, пословицу.

- Какими будут ваши рассказы, мы узнаем на следующем уроке русского языка. Это будет ваше домашнее задание.