Тема урока: "Природа и селения разных народов"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Природа и селения разных народов”

Цели:

  1. Сформировать представление о многообразии и своеобразии природы и селений разных народов, умения изображать жилище северных народов в сочетании с элементами пейзажа тундры. Сформировать понятия “пейзаж”, “линия горизонта”, “эскиз”.
  2. Развивать умение правильно осуществлять, выстраивать композицию рисунка; пространственное восприятие, мышление, образную память и творческое воображение.
  3. Воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного, чувство патриотизма, любовь к малой родине, интерес к жизни и быту народов Крайнего Севера, любознательность, аккуратность.

Оборудование:

Репродукции картин русских художников с изображением пейзажей, фотографии, рисунки, набор открыток пейзажей, детская художественная литература, справочная литература по теме урока, детские поделки, географическая карта, опорные таблицы с терминами. Поэзия разных народов России. Музыкальное сопровождение по теме. Аудио- и видеотехника.

Материалы:

Альбомные листы, акварель, пастель или цветные мелки, карандаши, кисти.

Ход урока

I. Организационный момент

У.: Внимательно проверьте готовность к уроку: краски, хорошо заточенный карандаш (не механический) - (У. показывает табличку с образцом заточенного карандаша), 2 кисти – толстую и тонкую, альбом, баночки, наполненные водой, тряпочки.

II. Содержание урока

У.: На наших прошлых уроках мы знакомились с разнообразными архитектурными постройками Средней Азии и Прибалтики, осуществляли силуэтное рисование прибалтийских городов Вильнюса, Таллинна, Риги и др. А сегодня на уроке мы продолжим знакомство с другими народами и их жилищами (табличка на доску), селениями, постройками, а в конце урока выполним интересную практическую работу по теме урока, которая так и звучит (запись на доске):

Природа и селения разных народов.

* На доску помещены иллюстрации разных селений, жилищ, фотографии и репродукции картин природы (пейзажи) разных регионов СНГ.

Это изба, юрта, чум, яранга.

1). У.: Велико разнообразие природы и поселений (У. показывает на оформленную доску).

Беседа

- Жилище человека обусловлено:

  • географическим положением (У. указывает на географическую карту);
  • строительными материалами;
  • образом жизни людей.

У.: Характер построек отразил национальные особенности и необходимость существования человека.

Каждому народу дорога та земля, где он родился и вырос, где жили его предки, живут его родные. Как называется это место для человека? (малая родина) (табличка на доску).

  • Софья Васильева из 4 “А” читает стихотворение О. Фокиной “Храни огонь родного очага…”.

2). У.: В России и Белоруссии жизнь людей связана с лесом.

- Какая постройка на Руси была самой распространенной и традиционной? Конечно изба.

  • Звучит аудиозапись частушек, под нее выходит ученик и рассказывает про избу.
  • Изба – это… (У. показывает разные иллюстрации с изображением русской избы, на доске появляется табличка со словом ИЗБА)

Учитель добавляет: на удивление ловко и крепко сложена бревенчатая русская изба. И название точное – сруб. То есть дом, рубленный топором. Прочно, без единой щелочки, уложены бревна с полосками пакли или мха между ними. В таком доме тепло в самую суровую зиму. (из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”).

3). У.: Кто знает, как называлось жилище на Украине? (хата) (на доске появляется табличка со словом ХАТА). Что же представляет собой хата? Расскажет нам о ней…

  • Звучит аудиозапись украинского “Гопака”, под нее выходит ученик и рассказывает про хату.
  • Хата – это… (У. показывает иллюстрацию из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”). А вот так выглядит украинская хата.

Учитель добавляет: а еще по-другому украинские домики, хаты, называли МАЗАНКАМИ (табличка на доску ХАТА = МАЗАНКА). И название это совсем не случайное – стены мазанки сделаны из глины, намазанной толстым слоем на деревянный каркас. И сейчас еще можно увидеть в украинской деревеньке побеленный глиняный домик под соломенной крышей. Вот такой. (У. показывает поделку – коллективную работу учеников МОУ “СОШ № 31” “Вечера на хуторе близ Диканьки”). А множество хат, мазанок образуют…Что? (табличка на доску ХУТОР).

  • У. включает видеозапись мультфильма “Жил-был пес”. Это украинский хуторок.

4). У.: Кочевые народы Средней Азии, скотоводы степей, нуждались в переносных постройках. Каких? (табличка на доску ЮРТА). Вот таких. (У. показывает иллюстрацию). О юрте расскажет нам…

  • Юрта – это… (У. держит иллюстрацию, а затем помещает на доску рядом с иллюстрацией избы).

Учитель добавляет: передвигались, кочевали скотоводы вслед за своими стадами – отарами овец. Кочевали и их дома. На новом месте сгружали с повозок тонкие деревянные жерди. Вбивали их в землю, перевивали гибкими прутьями. Получалась громадная, перевернутая вверх дном корзина. Накрывали этот плетеный остов плотными полотнищами войлока. Вот и готов кочевой дом – ЮРТА. (У. показывает иллюстрацию из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”).

5). У.: А народы Севера… Какие народы вам известны? (Дети перечисляют).

У. открывает 1/2 доски, где наклеены таблички с названиями северных народов и зачитывает названия с численностью населения:

  • Эвенки – 30163 чел.;
  • Чукчи – 15184 чел.;
  • Якуты – 381922 чел.;
  • Долганы – 6945 чел.;
  • Ненцы – 234665 чел.;
  • Энцы – 209 чел.;
  • Нганасаны – 1278 чел.

У.: Какой самый малочисленный (многочисленный) северный народ? А как вы думаете, почему 4 последних народа я выделила красным цветом? (Они все проживают на территории Таймырского (Долгано-ненецкого автономного округа (ТАО), т.е. на территории полуострова Таймыр. (У. показывает его на географической карте). А эвены, чукчи, якуты живут в других районах Севера.

У.: Так вот все эти северные народы, в основном охотники и оленеводы тоже строили переносные жилища. А какие? (табличка на доску ЧУМ). (У. показывает иллюстрации из книг, фотографии и др.).

У.: Давайте посмотрим и послушаем, что же еще, кроме чума строили северные народы в качестве жилища.

  • Учитель включает видеозапись о жилищах северных народов.

У.: Так что еще, кроме чума возводили народы Крайнего Севера? (табличка на доску ЯРАНГА).

У.: А вот и сами северные люди к нам пожаловали. Они расскажут о том, как строится яранга.

  • Под песню “Эскимос” четыре девочки танцуют танец в северных костюмах и по очереди читают стихотворение Антонины Кымытваль “Как построить ярангу?”. Во время чтения стихотворения У. показывает рисунок процесса возведения яранги.

III. Практическая часть урока

У.: Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать чум или ярангу с элементами пейзажа тундры.

Беседа.

У.: Какова природа тундры? (У. вывешивает на доску на место рисунков различных построек пейзажи тундры).

У.: Верно, природа тундры скудная небогатая на пышную растительность, которая в основном, низкорослая. Эту особенность северной природы вам нужно отразить в своих работах.

У.: Повторим, что такое “пейзаж”? (табличка на доске). Верно, это изображение природы художником. Так вот мы будем рисовать жилище народов Севера в тундре, т. е. северный пейзаж.

У.: С чего нужно начать работу в альбоме? Верно, с обозначения линии горизонта (табличка на доске). А что же называется линией горизонта? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебниках “Основы рисунка” на стр. 44, которые лежат у вас на партах.

  • Ученик читает определение понятия “линия горизонта”.
  • Учитель вывешивает на доску образец северного пейзажа с чумом в исполнении ученицы 10 класса Анохиной Марии, специально выполненного для участия в Международном конкурсе детского рисунка “Мир, который я люблю”, приуроченного к Международному дню инвалида.

У.: Теперь все вместе отметим линию горизонта. (У. показывает на доске) Какую форму имеет чум, яранга? (У. демонстрирует многочисленные иллюстрации и работу Маши). Что обязательно нужно показать в конструкции чума? (Жерди, соединённые на верхушке чума). Чум имеет форму шалаша. Покажите это в своих рисунках. Правильно определите размеры чума и скомпонуйте его на листе. Маша выполняла работу гуашью, а вы можете работать пастельными мелками или акварелью, но сначала выполните набросок, эскиз работы. Что значит выполнить эскиз?

У.: Ничего, если на сегодняшнем уроке вы не успеете поработать в цвете. Продолжим на следующем уроке, т. к. по данной теме программой предполагается два урока.

У.: Ваш карандаш должен быть хорошо заточен. (У. показывает табличку ещё раз). А теперь работайте самостоятельно.

  • Во время самостоятельной работы учитель помогает, оказывает индивидуальную помощь, консультирует, корректирует, предупреждает возможные ошибки, отвечает на вопросы детей.

У.: Когда вы будите работать в цвете, обязательно обратите внимание на передачу света, тени, оттенки цвета с тем, чтобы изображение получилось объёмным, а не плоским. Рисунок не должен быть однотонным.

IV. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • С какими видами жилищ познакомились?
  • Какими особенностями они обладают?
  • С какими коренными народностями Севера познакомились?
  • Что такое пейзаж, линия горизонта?
  • Учитель оценивает работы детей, благодарит за урок.