Открытый урок по литературному чтению на тему: "Сказки о животных. В.Сутеев. "Палочка-выручалочка" (по учебнику Л.А. Ефросининой). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • ввести в круг чтения детей новые авторские сказки;
  • учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить составлять схематический план и пересказывать по плану;
  • учить сравнивать поступки героев;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу.

Оборудование: портрет автора, иллюстрации и модели обложек к сказкам В. Сутеева, ранее изученным в 1 классе, карточки со словами и предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.

Тихо будем мы сидеть, чтобы знать и всё уметь.

II. Актуализация прежних знаний.

1. Называние учащимися заголовка сказок по краткому описанию, нахождение иллюстрации к ним и соединение иллюстраций с моделями обложек к этим сказкам.

- Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые произведения, которые мы читали на предыдущих уроках литературного чтения по краткому описанию.

а) В этом произведении говорится о том, как насекомые и животные прятались от сильного дождя и им вместе не было тесно (учащиеся называют сказку “Под грибом”, выбирают иллюстрацию на доске и соединяют её с моделью обложки).

б) В этом произведении маленький глупый щенок искал того, кто сказал “Мяу!” (“Кто сказал “мяу”?).

в) В этом произведении снеговик отправился в дремучий зимний лес с письмом от детей к деду Морозу (“Ёлка”).

г) В этом произведении маленькие котята бегали за мышкой, лягушкой и рыбкой (“Три котёнка”).

д) В этом произведении одной кошке не понравился рисунок девочки, который она нарисовала для неё (“Капризная кошка”).

е) В этом произведении заяц, ворона и ёж поссорились из-за одного фрукта (“Яблоко”).

2. Обобщение: определение общего (жанра) в данных произведениях, называние автора и темы.

- Итак, что общего в этих произведениях? (это всё сказки)

- Кто является автором этих сказок? (на доске: Владимир Георгиевич Сутеев)

- Если у этих сказок есть один автор, как тогда они называются? (авторские)

- Про кого пишет В. Сутеев? (про животных и детей)

III. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним произведением В. Сутеева, которое называется “Палочка-выручалочка”. Как вы думаете, о какой палочке пойдёт речь в этом произведении? (мнение детей). Давайте узнаем об этом из текста.

2. Слушание сказки “Палочка-выручалочка” В. Сутеева (читает учитель).

В. Сутеев “Палочка-выручалочка”.

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

До дома далеко – идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.

- Ах, ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ёжа палку, удивился:

- Зачем тебе палка? Что в ней толку?

- Это палка не простая, - объяснил Ёжик. – Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул.

Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил ручей и крикнул уже с другого берега:

- Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

- Я прыгать совсем не умею, - сказал Ёжик, - это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

- Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

- Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ёжику:

- Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

- Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

- Помогите, помогите! – чирикали они.

Гнездо высоко – никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.

Думал Ёжик, думал и придумал.

- Становись лицом к дереву! – скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.

Птенец ещё раз пискнул и прыгнул в гнездо.

Вот обрадовались его пап и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

- Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу: - Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

- Что ты! Это всё палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

- Стой!

Остановились Заяц с Ёжиком.

Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

- Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком и съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас его Волк съест.

Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул – и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

- Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

- Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, - ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт.

Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.

До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

- Ничего, - сказал Ёжик, - держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору.

И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

- Смотри-ка, - говорит он Ежу, - твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

3. Беседа после чтения:

- Понравилось это произведение? Какое настроение оно вызвало? Почему?

- Назовите героев произведения (Заяц и Ёжик).

- Опишите, каким вы представили себе Ёжика, Зайца (мнение детей).

- Объясните заголовок произведения.

- Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?

- Как называл её Ёжик? (на доске вывешиваются карточки со словами: палочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка).

- Хотите узнать, попал ли домой Заяц и что важного он для себя понял?

- Прочитайте окончание текста сами.

(Учащиеся самостоятельно читают конец сказки в учебнике):

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.

Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

- Кабы не эта волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

- Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё раз пригодится.

Заяц даже опешил:

- А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

- Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себя по лбу, - а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял заяц:

- Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

- Попал ли домой Заяц?

- Кто его там ждал?

- За что благодарил Заяц Ёжика?

- Почему палочку зайчик назвал волшебной?

- Правда ли, что эта палочка была такой волшебной? Почему? Прочитайте об этом в тексте.

- Найдите и прочитайте предложение, в котором заключается важная и основная мысль этого произведения.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельное моделирование учащимися обложки. Проверка по образцу учителя: называется автор, заголовок, жанр и тема.

В. Сутеев

Палочка-выручалочка.

2. Повторное чтение учителем сказки по частям, учащиеся выбирают соответствующий заголовок к каждой части и составляют на доске схематический план произведения.

План.

  1. Как Ёжик нашёл палочку.
  2. Палочка помогла Ёжику перейти через ручей.
  3. Палочка вытянула Зайца из болота.
  4. Ёжик и заяц спасли птенца.
  5. Ёжик напугал и прогнал Волка.
  6. Заяц и Ёжик поднялись на гору.
  7. Заяц понял, что важна умная голова!

3. Обобщение:

- Чему учит сказка В. Сутеева? (быть умным, добрым, дружным, готовым помочь в любых ситуациях своим друзьям и товарищам).

4. Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе.

а) № 2: дописать слова из сказки (в словах палочка-скакалочка, палочка-выручалочка, палочка-вытягалочка, палочка-поднималочка, палочка-ударялочка учащиеся вписывают пропущенные буквы);

б) № 3: прочитать последнее предложение сказки и подчеркнуть слова, в которых говорится о том, что самое важное.

V. Итог урока.

- Назовите заголовок и автора произведения с которым вы познакомились на уроке.

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

- Что главное из этой сказки вы узнали для себя?

Приложение.