Внеклассное мероприятие по предмету "Литературное чтение" во 2-м классе на тему: "Деревенские посиделки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с устным народным творчеством: потешки, прибаутки, частушки, песни, поговорки, пословицы.
  2. Знакомить с обычаями и угощениями русского народа.
  3. Воспитывать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к Родине.
  4. Воспитывать уважение к русскому слову.
  5. Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

  1. Предметы русской народной утвари.
  2. Русские народные костюмы.
  3. Деревянные ложки.
  4. Записи русских народных песен.
  5. Плакаты с изображением русских мотивов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Организационный момент:

Хозяйка встречает гостей у стола, на котором стоит самовар. Под музыку дети рассаживаются.

Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие.
Люди свойские; простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего отведать,
Сказок наших послушать.

2.Начало праздника:

Как-то раз собрались ко мне на чаепитие, самовар у меня хорош, прямо “генерал”! На столе стоит большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове, стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Выстроилось войско чайное. Все хотят помочь гостям одолеть гору баранок маковых, пряников медовых, кренделей печеных, пирожков слоеных да варенья вишневого.

Все готово к чаепитию, но никак не успокоится генерал: все шумит, пыхтит, воинствует. Совсем горячий стал.

Но вот гости собрались за стол, беседы ведут. А я ... беру заварной чайник, а в чайнике том чудо – чай-трава: листочки чая, мяты, смородины. Беру “генерала” за краник – верток, поворачиваю его и побежала горячая струя.

Время быстро прошло, гости чаю напились, от души угостились и не заметили, как вечер наступил. Сказали гости спасибо и разошлись.

Убрала я со стола, вымыла посуду. Потом поставила генерал-самовар на полку, присела ... и задумалась. И слышу я сквозь дремоту, будто ложки с чашками разговаривают.

(Под музыку выходят 2 девочки – чашки, мальчик – самовар).

1 девочка: Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего про себя не рассказывает.

2 девочка: Ваше благородие, генерал, расскажите нам про жизнь свою, про семью...

Самовар: Расскажу я вам про семью! Большая она у меня. Прадед мой Автепс, в древности грекам служил и римлянам служил. Он и воду кипятил и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. В нем русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принес.
А отец мой – сбитенник. В нем в старину сбитень варили – сладкий, целебный напиток из меда.
Родился я на самоварной фабрике в середине 19 века в городе Туле. Там делали разные по форме самовары, украшали разными узорами. Есть самовары похожие на вазы, бокалы, колонны. С виду разные, в вот грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло воде отдают.

1 девочка: А почему звание генеральское, Ваше благородие?

Самовар: Ну, это давняя история. Еще в детстве возили меня на Всемирную выставку во Францию, в город Париж и там я всем понравился. Что наградили меня 20 золотыми и серебряными медалями. А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: “Ай, да самовар, самовар, самоварище! Генерал настоящий!” С тех пор меня так и величают.

Хозяйка: Дорогие друзья! Первыми к нам прибыли гости из деревни Пирогово.

Выходят скоморохи – ложкари, выносят подносы с пирогами.

1 скоморох: В деревне Пирогово,
Жили скоморохи.

2 скоморох: Ели скоморохи
Пироги с горохом.

3 скоморох: И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.
Ешьте гости,
Угощайтесь, никого не стесняйтесь!

Хозяйка: Ах, какие пироги!
Что за угощенье:
И румяны, и мягки,
Всем на удивленье!

Ребята, а вы знаете, что слово “пирог” означало праздничный хлеб. Чем еще порадуют нас, скоморохи?

1 скоморох: Бежали по дорожке,
Собирали ложки.

2 скоморох: Ложки не простые,
Ложки хохломские.

3 скоморох: Вятские, смоленские,
Ложки деревенские

1 скоморох: Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.

Все: Ой, жги – говори,
Заиграли ложкари.

(Скоморохи играют на ложках под музыку “Во поле березка стояла”).

Хозяйка: А вот и еще гости, которые приехали из села Пряниково.

1 ребенок: Пряники, русские пряники.
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы.
Петухи и чудо – птицы,
Вот какие небылицы!

2 ребенок: Пряники печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Хозяйка: Пряники – одно из самых любимых лакомств людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику. И теперь всем понятно, что слово “пряник” образовалось от слова “пряный”.

А теперь послушаем гостей из деревни Блиново.

1 ребенок: Какой же славный стол накрыт.

2 ребенок: И самовар давно кипит!

1 ребенок: Чего же на этом столе не хватает?

2.ребенок: Блинов! Веселья без них не бывает.

(Исполнение песни “Ой, блины, блины”).

Хозяйка: А ведь, правда! Что за праздник без блинов? Блины – одно из самых древних изделий русской кухни, известное с давних времен. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце.

Хозяйка: А вот и девчата, которые прибыли из села Калачево.

(Выходят девочки исполняют частушки).

1 девочка: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей!
Чтобы стало веселей.

2 девочка: Мы частушек много знаем,
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

3 девочка: Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

4 девочка: Сколько раз я зарекалась,
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.

5 девочка: Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.
Выходи на круг кто смелый,
Пой погромче и пляши!

1 девочка: Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.

Все: Ой, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту,
За игру веселую! Всё!

4 девочка: Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли вам финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Хозяйка: Ой, да, девчата! Ай, да, молодцы!

А вот знаете, что слово “бублик” заимствовано из украинского языка. А слово “калач” образовано от слова “коло” – колесо.

Хозяйка: Молодцы, ребятки! Порадовали нас гостинцами. А теперь давайте поиграем! Кому выпадет водить, тот расскажет прибаутку или потешку!

  • Заяц белый, куда бегал?
  • В лес дубовый.
  • Что ты делал?
  • Лыко драл.
  • Куда клал?
  • Под колоду.
  • Кто украл!
  • Родион.
  • Выйди вон.
  •  

На кого указывает хозяйка, тот рассказывает прибаутку.

1 ребенок: Долгоногий журавль,
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелит,
Козел засыпает,
А маленькие козленочки
Муки выгребают.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки,
Пошли танцевати.
А вороны-стережоны,
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!

2 ребенок: Как на речке-то, на реке,
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой.
Я на солнышке лежал,
К верху бороду держал!

Хозяйка: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.

(Дети поют песню, входят две старушки).

1старушка: Смех-потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.

2 старушка: Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?

1 старушка: Правда, Гавриловна!

2 старушка: Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.

1 старушка: Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.

2старушка: Есть ограда кругом –
Пирожки с творожком.

1старушка: А еще представим в лицах,
Вам веселы небылицы!

2 старушка: Что Морфуша для Петра,
Наварила, напекла?
92 блина,
2 корыта киселя
5 пирогов – не нашла едоков.

1 старушка: Сел комарик на дубочек,
На еловый на пенечек.
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек, Спрятался.

Хозяйка: Стоп, стоп! Голова кругом пошла ... Что за Марфуша, что за комарик. Ой, посмотрите, пока мы играли выросла чудо – ромашка! Это цветок не простой, это ромашка – скороговорка! Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза.

Хозяйка: Ой, слышите, кто-то стучится. Это “Небылицы” в лицах. Те, кто сидят в теремах да светлицах. Щелкают орешки да творят насмешки.

(Появляются небылицы.)

1 ребенок: Здорово, кума!

2 ребенок: На рынке была.

1 ребенок: Никак, ты, кума, глуха?

2 ребенок: Купила курицу да петуха.

1 ребенок: Прощай, кума!

2 ребенок: 5 алтын дала.

1 ребенок: Акуля, что ты шьешь не от туля?

2 ребенок: А я, батюшка, еще пороть буду.

1 ребенок: Лень, отвари дверь, сгоришь!

2 ребенок: Хоть сгорю, да не отварю.

1 старушка: Ох, и молодцы, ребята!

2 старушка: Порадовали старушек.

1 старушка: А загадки отгадывать вы умеете?

2 старушки: То толстеет, то худеет
Громко – громко голосит. (Гармонь)

1 старушка: Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется. (День и ночь)

2 старушка: Золот хозяин на поле,
Серебрян пастух – с поля. (Солнце и месяц)

1 старушка: Без рук, без ног,
Под окном стучит,
В избу просится. (Ветер)

2 старушка: Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает -
Время считает. (Петух)

1 старушка: Молодцы, ребятки!

Хозяйка: Всем спасибо за внимание, За задор, веселье, смех. За огонь соревнованья, Созидающий успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим мы: “До свидания, До счастливых новых встреч!”.