Урок математики в 4-м классе по теме: "Запись многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить детей записывать и читать многозначные числа.
  2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  3. Воспитывать аккуратность и умение помочь товарищу.

Оборудование. Учебник “Математики” кн. 1, ч.1 (авторы М.И. Моро и др.); опорные схемы.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Прозвенел звонок. Начинаем урок.

- Прочитайте девиз нашего урока.

На доске:

Девиз: “У меня всё получится”.

У. В этом вам помогут внимание, сосредоточенность, умение помочь друг другу в трудную минуту.

II. Мотивация учебной деятельности.

У. Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

III. Устный счет.

У. Поможет нам провести устный счет страничка “В мире животных”.

Отгадайте, о ком пойдет речь. Кто это?

(Ученик читает текст на карточке.)

Карточка:

Это зверь лесной. В спокойной обстановке ведет малоподвижный образ жизни: покормился пару часов, столько же полежал, покормился, опять лег. Питается корой осины, рябины, побегами ивы, сосны. Летом охотно поедает траву.

Д. Это животное – лось.

У. Встречается ли лось в нашей местности?

- Используя математические знания и умения, мы получим сведения об этом животном.

1) Родившийся лосёнок имеет массу 8 кг. Через полгода его масса увеличивается в 15 раз. Какую массу имеет лосенок в полгода?

2) Найдя “ключ” к выражениям вы узнаете вес и рост лося.

3) Назовите геометрические фигуры, которые видите:

Дети. Прямоугольник, шестиугольник, треугольник, ромб, круг, квадрат.

У. Что объединяет все эти фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?

Д. Лишний круг. У него нет углов.

У. Чем является отрезок ВД в прямоугольнике?

Д. Отрезок ВД – это диагональ прямоугольника.

У. Какую ещё диагональ можно провести?

Д. Ещё можно провести диагональ АС.

У. Что такое диагональ? Дайте определение.

Д. Диагональ – это отрезок, соединяющий вершины противоположных сторон углов прямоугольника.

У. Дополним квадрат числовым данным. Составьте задачи и решите их.

Д. Сторона квадрата 8 см. Чему равен периметр квадрата?

Сторона квадрата 8 см. Чему равна площадь квадрата?

У. Составьте обратную задачу.

Д. Периметр квадрата равен 32 см. Чему равна сторона квадрата?

IV. Каллиграфическая минутка.

75  57  74  …

У. Что можете сказать про число 75?

Д. Это число двузначное, нечетное, в нём 7 десятков и 5 единиц, соседи этого числа 74 и 76, сумма цифр в этом числе равна 12.

У. Найдите пятую часть этого числа, и вы узнаете срок жизни лося.

Д. Лось живет 15 лет.

У. Определите последовательность чисел в этом ряду.

Д. Используя перестановку знаков в числе 75, получаем число 57, а число предыдущее числу 75 – это число 74, значит, следующие числа будут 47, 73, 37 и т.д.

У. Пропишите числовой ряд в заданной последовательности.

V. Актуализация знаний учащихся.

У. Над какой темой мы работаем на уроках математики? Чему учились на прошлом уроке?

Д. Мы работаем над темой “Многозначные числа”. На прошлом уроке мы учились читать многозначные числа.

У. Продолжим исследовать эту тему.

Прочитайте числа:

На доске: 111, 63250, 4302, 502671

У. Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать число?

Д. Надо разбить число на класс единиц и класс тысяч. Надо отсчитать справа три цифры. Это класс единиц. Затем идут единицы класса тысяч.

VI. Изучение нового материала.

1) Создание проблемной ситуации.

У. Запишите числовые значения.

(Двое учеников записывают числа на доске)

- На уроках природоведения мы говорили об огромных водных пространствах – океанах. Назовите самый крупный океан Земного шара.

Д. Тихий океан или Великий.

У. Самое глубокое место в Тихом океане – Мариинская впадина. Её глубина 11034 метра.

Самое чистое и глубокое озеро – Байкал, его глубина – 1741 метр.

Самая высокая гора в Горном Алтае – Белуха. Высота её восточной вершины 4506 метров.

Проверим какие числа записали.

У. Почему задание одно, а числа написали разные? Обсудите в паре и сформулируйте цель урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Д. Мы будем учиться записывать многозначные числа.

2) У. Поработайте в группах. Попытайтесь найти правило (алгоритм), по которому можно записывать многозначные числа.

Повторите правила работы в группе.

Д. Сначала каждый думает сам, затем высказывают по очереди и отвечающий отвечает.

У. Кто хотел бы представить мнение от группы.

Д. Мы думаем, чтобы записать число цифрами запишем, сколько всего единиц второго класса. Поставим точку и запишем, сколько единиц первого класса. В класссе единиц должно быть три цифры.

У. Как проверить ваши предложения?

Д. Проверим по учебнику.

У. Откройте учебник на с. 25 и прочитайте правило.

-Совпадает наш вывод с правилом в учебнике?

Какие молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предложений. А теперь вернемся к числам, которые ребята записали на доске. Исправьте ошибки и обоснуйте свое мнение.

VII. Закрепление нового материала.

1. № 117 (с. 25 учебника).

Один ученик выполняет задание на доске с подробным объяснением.

2. № 118.

У. Выполните это задание самостоятельно. Когда выполните задание, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

Физкультминутка

VIII. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей.

У. Мы отдохнули, а теперь решим задачу по учебнику № 121.

- О чём эта задача?

- Семена каких растений купили?

- Что значат числа 3? 200? 100?

- Что значит: На больше?

- Сделайте рисунок к задаче. (Один ученик выполняет задание на доске).

У. Эту задачу можно решить двумя способами. Запишем решение задачи выражением.

I способ

(Один ученик решает за шторкой на доске.)

200 * 3 – 100 * 3 = 300 (г)

У. Посмотрите, верно ли выполнено решение на доске? Самопроверка.

II способ

У. Кто решил задачу по-другому? Напишите ваше решение.

(200 – 100) * 3 = 300 (г)

2) У. Ребята, вспомните, каким особенным свойством обладает ноль при умножении? Делении? Сложении? Вычитании?

- Расскажите по опорным схемам.

У. Выполним № 119 устно.

3) Самостоятельная работа № 120 - по вариантам.

Учащиеся выполняют: I в – верхняя строка, II в – нижняя строка.

Самопроверка (ответы записаны на доске).

I в             II в

952 7        9

582         672

201         209

4) У. Я приготовила для вас задания на карточках разного цвета. На них записаны выражения, содержащие несколько действий:

зеленая карточка – 3 действия: 700 – 100 * (95 : 19) =

синяя карточка – 5 действий: 43 + 19 – (93 – 44) : 7 * 2 =

белая карточка – 8 действий: 21 : (96 – 89) + (7 * 4 + 6) * 2 – 56: 56 =

У. Повторим правила о порядке выполнения действий. Найдите значение выражения, которое вы выбрали. Проверьте свою работу. Ответы записаны на доске.

зеленая карточка – 200

синяя карточка – 48

белая карточка – 70

IX. Итог урока.

У. Наш урок заканчивается. Что в нем было самым главным?

- Чему новому вы сегодня научились на уроке? Где вам пригодятся эти знания?

- Что вам больше всего понравилось?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя осенний листочек. Если вы довольны собой, возьмите зеленый листок, допускали неточности – желтый, надо стараться – красный листок.

Х. Домашнее задание: с. 25 № 122, задача на смекалку. Прочитайте задачу № 122 и задачу на смекалку. Выберите и выполните только одно задание.