Урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: создать условия для:

  • повторения состава чисел в пределах 10;
  • умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
  • развития логического мышления, умения наблюдать и анализировать;
  • воспитывания бережного отношения к здоровью.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Оргформа: ролевая игра - путешествие

Ход урока

I. Организационный момент

- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

У. Руки?

Дети. На месте!

У. Ноги?

Д. На месте!

У. Локти?

Д. У края!

У. Спина?

Д. Прямая!

II. Объявление темы урока

У. Сегодня мы побываем в гостях у замечательного писателя, Корнея Ивановича Чуковского, который написал произведение “Доктор Айболит”. Сказочный доктор лечит зверей. Это сказка, поэтому в ней могут быть самые удивительные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать примеры, задачи, как знаете состав чисел, а значит, будут нужны ваши дружба и внимательность. Итак…

На доске висит картина, где под деревом сидит доктор Айболит. Внизу числа: 0, 1, 2, 4, 3, 5, 6, 8, 7, 9, 10.

У.

- Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И Вы, ребята.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

III. Устный счет.

У. Больных у доктора Айболита всегда много. А как Вы думаете, попадут ли они на прием, если будут стоять в таком порядке?

Д. Нет, не попадут, так как числа 3 и 8 стоят не на своих местах.

У. Назовите натуральные числа от 10 до 20 через одно.

Д. 10, 12, 14, 16, 18, 20.

У. Назовите четыре последних числа в порядке убывания.

Д. 20, 19, 18, 17.

IV. Работа по теме урока.

У. Ребята, а сейчас каждый из вас узнает свой номер на прием к доктору. Для этого решим примеры на номерках.

Дети работают по группам.

Группа 1 Группа 2 Группа 3
4 – 1 2 + 3 3 + = 10
5 – 2 9 – 4 - 7 =
0 + 3 10 – 3 – 2 2 + 8 = 3

У. Кто отправится на прием к Айболиту раньше всех, позднее, встаньте.

- А вот еще больная, кто это?

Учитель открывает доску, а там змея, на ней написаны числа: 2, 4, 6, знаки:

У. – Посмотрите, какая она необычная. Сейчас Вы должны быть внимательными. Прочитайте числа. В каком порядке они написаны?

Д. – В порядке возрастания.

У. – Какое из всех чисел лишнее?

Д. - Число 10 – оно двузначное.

У. – Назовите геометрические фигуры, какая лишняя?

Д. - Круг, нет углов.

У. – Какой записан арифметический знак?

Д. – Знак “+”

У. Назовите по-другому.

Д. – Знак сложения.

У. - В какой части задачи используется знак…

Показывает карточку со знаком “?”

Д. – В вопросе.

У. – Составьте задачу, чтобы спрашивали, сколько осталось?

Работа в группах. Дети составляют задачи.

У. - Еще раз внимательно посмотрите на змею, запишите все, что Вы видели в строчку в том порядке, в каком записаны на змее, начиная с головы.

Учитель закрывает змею, дети выполняют задание.

Самопроверка.

Зазвонил телефон (магнитофонная запись).

У. – Кто говорит? Крокодил? Что случилось? Детки заболели? Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших малышей.

У. – Ладно-ладно, побегу Вашим деткам помогу. Ребята отправитесь со мной в путь?

Д. - Да.

У. – Чтобы нам быстрей добраться полетим на самолете. Нас много, чтобы быстрей совершить посадку, подниматься в самолет будем по двум лестницам, каждая состоит из пяти ступенек.

Учитель вызывает к доске двух учеников.

У. – Ваша задача: я даю вам по 6 карточек, а Вы должны выбрать такие, которые выражали бы состав числа 10.

Остальные дети работают по карточкам: “Цепочка”.

Карточки дети сдают учителю.

Проверка детей у доски.

V. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Хомка серенький бочок.
Хомка с солнышком встает,
Моет лапки, чисти рот.
И все сделав по порядку,
Он идет на физзарядку.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

VI. Решение задач

У. – Чтобы дорога показалась нам не долгой, а мы летим в Африку, порешаем задачи.

Стр. 21 № 3, № 4, № 5, № 6.

Учитель читает задачу, а дети записывают решение в тетрадях.

У. - Посмотрите внимательно на рисунок и составьте задачу.

Дети видят пальму, на ней сидят 4 попугая. Учитель показывает еще одного, затем прикрепляет его к сидящим на пальме. Дети составляют задачу.

Д. На пальме сидели 4 попугая, к ним прилетел еще один попугай. Сколько попугаев стало?

Решение записывают в тетрадь.

Проверка. Один ученик читает решение задачи.

У. - На второй пальме сидели обезьяны (они закрыты, дети их не видят). Их на две меньше, чем попугаев. Сколько обезьян на пальме? Кто знает, как решить задачу? Решайте самостоятельно.

Проверка.

У. - Будьте еще внимательнее…. . Узнайте теперь, сколько всего зверей на двух пальмах. Запишите решение.

Проверка (учитель открывает нарисованных обезьян, дети зрительно могут сосчитать).

У. – Наш самолет совершил посадку. Ой, как неудачно! (Учитель показывает детям на Бармалея. ) Почему так жутко? Кто это впереди?

Голос Бармалея:

Я - разбойник,
Я – злодей,
Я – ужасный Бар-ма-лей!
Не пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.

Решение задачи на стр. 17 № 2.

Бармалей. Да, справились, молодцы, но мы еще с Вами встретимся!

У. А вот и больной!

Лежит игрушка крокодил.

У. –Да у вас ангина! Мы поможем больному, если выполним арифметический диктант.

Записывайте только ответы.

Звучит с магнитофонной ленты: “К 5 прибавить 1, минус 2, плюс 5, плюс без3 да 4, минус 10”.

У доски один ученик пишет ответы, остальные проверяют по результатам вызванного ученика.

У. – Вот и вылечили мы их.

Вот и вылечили больных!

Звери благодарят Вас и посылают вам эту телеграмму.

(На доске появляется табличка)

У. - Кто догадался, что в ней зашифровано?

Д. - Самостоятельно.

У. - Давайте решим самостоятельно примеры № 4 стр. 17.

1-й ряд – 1-й столбик;

2-й ряд – 2-й столбик;

3-й ряд – 3-й столбик.

По окончании работы организуется самопроверка. На доске карточки с ответами.

У. - А вот и Айболит. А теперь, скорее, в класс. А что написал нам Айболит в нашей “медицинской” карточке? Вот и узнаем при помощи бананов, которые Вы, ребята, получаете за хорошую работу и помощь, которую оказали доктору и зверям

(Учитель раздает бананы. Большой банан прикрепляется на доску).

У. – В пустые клеточки вставьте числа и, перевернув карточки, прочитайте слово.

Д. –З д о р о в.

VII. Итог урока.

У. О других приключениях доктора Айболита Вы сможете узнать из книги (учитель показывает книгу, которую можно взять в библиотеке). Интересного Вам чтения.

Спасибо за урок.