"Откуда берется вода в доме". Урок в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с процессом формирования речного массива на примере бассейна реки Оскол; исследовать пути подачи питьевой воды в жилые дома.
  2. Развивать речь, мышление, внимание, эрудицию; учить правильно формулировать свое мнение, делать выводы.
  3. Воспитывать правильное отношение к водным ресурсам г. Старый Оскол; воспитывать уважение к ответам окружающих.

Оборудование: схема “Рождение родника”, схема-макет “Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?”, музыкальные записи: шум родника, шум поезда, шум моря.

I. Оргмомент.

- Ребята, вы видите у нас к классе необычная обстановка. Как вы думаете, что нас ожидает сегодня на уроке? Мы отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем на поезде. Что необходимо взять с собой в путь? Нам обязательно понадобятся в дороге проводник…(представить) и медицинский работник…(представить)

II. Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.

- Проезд в нашем поезде бесплатный, прошу всех занять свои места.

Прочитайте тему нашего урока… На эти вопросы нам прндстоит ответить, а может кто-то из вас уже сейчас ответит на эти вопросы? За правильные ответы вы получите вот такие капельки-призы. У кого их окажется больше, тот самый активный ученик на уроке.

Вы предложили разные варианты ответов, правильные они или нет нам поможет разобраться сегодняшнее путешествие. Итак…(звучит шум поезда)

Проводник: Внимание, внимание! Скорый поезд 1 “а” класса отправляется с первого пути. Просьба всех пассажиров занять свои места. Наш проезд покидает школу № 34 и следует на станцию “Речная”.

III. Работа над решением проблемы.

1. Знакомство с понятиями “исток, русло, устье, реки”.

(шум поезда прекращается, звучит шум родника)

А) Родник.

- Прислушайтесь, где мы остановились?

Родник, родной, родина, родители, род.

- Что это за слова? Именно от родника образуется ручеёк. А кто знает, как проявляется сам родник? Капельки дождя проникают в почву, просачиваются сквозь песок, а поскольку глина не пропускает воду, то вода собирается между слоем песка и глины. Сильный ручеёк сам находит выход на поверхность. Так образуется родник, или ещё его называют ключ.

- Кто-нибудь видел настоящий родник? Вода в нем очень холодная, чистая и светлая. Послушайте, как говорят о роднике русские писатели…

Помните слова знаменитой детской песенки “С голубого ручейка начинается река…”?

- С чего начинается река?

Б) Река Оскол.

- В нашем городе тоже есть река. Как она называется? Свое начало река Оскол берет в Курской области. Глубина реки 1-3 метра. На реке Оскол сооружено Старооскольское водохранилище. Вода из водохранилища нужна для промышленных предприятий г. Старый Оскол.

В) Цепь реки.

- Как называется место, где начинается, берет начало река?

- Место, где река впадает в озеро, водохранилище, море?

- Ребята, откройте свои тетради на странице 18 и нарисуйте схему реки Оскол.

Я вижу, что вы уже разобрались, куда течет река Оскол, и поэтому оставаться на этой станции больше нет необходимости. Отправляемся дальше…

(шум поезда)

2. Работа над вопросом “Откуда в наши дома приходит вода и куда она потом уходит?”

Проводник: Уважаемые пассажиры, наш поезд отправляется от станции “Речная”. Следующая остановка поселок “Домовой”.

- На этой остановке мы побываем в собственной квартире. Расскажите, как вы поживаете?..

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Машешь вслед? – вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!

У каждого из нас в квартире прекрасные условия… Из крана течет холодная и горячая вода. Как она появляется в нашем кране? Послушаем, что говорят по этому поводу…

1. Опыт по очистке воды

В наш дом вода попадает чистая, кто ее очищает? Простой опыт по очистке воды проделает для нас научный сотрудник института водоснабжения…

Сотрудник: для опыта нам потребуется 2 сосуда: 1 – пустой, 2 – с грязной водой. Фильтр для очистки воды, стеклянная воронка. (Ученик проделывает опыт)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?

Каждый житель нашего города пользуется чистой водой. Грязная вода куда уходит? Куда ее выливают?

2. Демонстрация городского водоснабжения

3. Работа в тетради

- Откройте учебник на странице 44-45, посмотрите, какой путь проделывает вола и найдите ошибку…

- Составьте путь движения воды в тетради на странице 18. объясните, почему вы так сделали…

IV. Подведение итогов.

Ребята, нам пора в путь. Впереди еще одна станция… (шум поезда)

Проводник: Внимание, внимание… Ребята, мы находимся в городе “Полезных советов”. Мы уже взрослые и умные люди, вполне можем дать нашим взрослым добрые советы как правильно использовать воду.

– Ребята, мы возвращаемся назад в школу №34. Давайте подведем итог нашего урока:

– Что было интересно для вас?

– Что непонятно?

– Что вам запомнилось?

V. Дополнительный материал.

Выступление ученика “Вода на Земле”. “Какая вода в море? Можно ли ее пить?”