Информационные технологии на уроках технологии (Девушки, 5, 6, 8-е классы)

Разделы: Технология


План-конспект урока технологии (девушки). 5 класс.

Презентация.

Тема урока: Моделирование фартука. (Слайд №1)

Цель урока: Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия; на примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки; развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус

Оборудование: компьютерный класс с проектором, манекен, образцы отделочных материалов

На классной доске выписаны термины: моделирование, эскиз, бейка, кант, кружево, аппликация.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Объявление темы урока (На доске записана тема урока).
  2. Изложение целей урока.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Закрепление пройденного материала: Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольные формы?
  2. Покажите и назовите парные детали фартука?
  3. От каких мерок зависит размер нижней части фартука?

А теперь кто желает показать, как измеряются мерки с фигуры человека. Пока ученик показывает на манекене как снимаются мерки, два ученика у доски: первый рисует фигуру человека и указывает линии фигуры, а второй перечисляет мерки, необходимые для построения фартука и объясняет, как они записываются.

3. Объяснение нового материала.

Ученикам предлагается рассмотреть различные модели фартуков, изготовленные по одной и той же выкройке. (Слайд №2) В чём разница между этими фартуками? (Ответы учащихся)

Моделирование одежды – это разработка эскизного рисунка изделия с изготовлением его образца. Занимается моделированием одежды художник – модельер. Каких известных модельеров вы знаете? (Ответы учащихся). Он должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.

Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учётом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполняет швейные операции. Вот сколько людей-профессионалов работают над созданием одежды.

Фартук предназначен для предохранения одежды при уборке помещения, приготовлении пищи. В каждом доме есть на кухне фартуки: у кого-то это обыкновенный, рабочий элемент одежды, а у кого то красиво отделанный с вышивкой или аппликацией. Откройте учебник на странице 56 и давайте рассмотрим модели фартуков. Как вы думаете за счёт чего все они такие разные?

При изготовлении швейного изделия применяют различные декоративные отделки: тесьма, аппликация, кант, кружева и т.д. (демонстрация отделочных материалов).

  • Шить фартук лучше всего из хлопчатобумажной или льняной ткани. Не надо забывать и о сочетании цветов, поэтому при подборе ткани и отдели необходимо помнить следующие правила. (Слайд №3)
  • Если фартук шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна совпадать с одной из красок ткани.
  • Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
  • Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым.
  • Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

4. Практическая работа.

Сейчас вы представите себя художниками – модельерами и разработаете модели фартуков.

В настоящее время при моделировании швейных изделий применяют современную технику, и мы с вами будем моделировать с помощью компьютерной программы Paint. Деление класса на рабочие пары Вводный инструктаж: Для того, что бы сделать эскиз вам необходимо проделать следующие операции на компьютере:

  1. Пуск
  2. Программы.
  3. Стандартные.
  4. Paint.
  5. Выбрать карандаш или кисточку.
  6. Рисовать фартук по детально.
  7. Раскрась фартук с помощью заливки. (Слайд№4)

Текущий инструктаж: Остановить работу учащихся, заострить внимание на неправильно выполняемой работе, исправить недочёты с помощью учащихся. Продолжить работу.

Физкультминутка:

Заключительный инструктаж:

  1. Вопросы для закрепления нового материала: (В чём заключается процесс моделирования? Назовите правила сочетания цветов) (Слайд №5).
  2. Анализ выполненных моделей.
  3. Выставление оценок.
  4. Домашнее задание.

План конспект урока технологии (девушки). 6 класс

Тема урока: Аппликация (второй урок из блока этой темы).

Цель урока:

  • Обучающая: Познакомить учащихся с техникой аппликации.
  • Развивающая: Развить у учащихся навыки работы с тканью.
  • Воспитательная: Воспитать у учащихся аккуратность, практичность.

Оборудование: Альбом, цветные карандаши, ножницы, мел, клей, технологические карты, правила т\б, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент:

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Объявление темы урока: “Аппликация” (Слайд №1)
  • Объявление цели урока. (Слайд №2).

2. Повторение пройденного материала.

Детям с низким уровнем развития раздаются индивидуальные карточки – задания.

Всем остальным необходимо ответить на мои вопросы. За правильный ответ ученица получает “+” в таблице результатов урока (Приложение №1)

Слайд № 3 Что такое аппликация? (С правильным ответом учеников на экране появляется определение аппликации – создание художественных изображений путём пришивания разноцветных кусочков, какого – либо материала).

Слайд № 4 Что такое технология? (С правильным ответом учеников на экране появляется определение технологии – порядок изготовления изделия).

Слайд №5 Назовите технологические процессы изготовления аппликации. (Эскиз, цветовое решение, перенос изображения на цветную бумагу, составление композиции на фоне, склеивание).

Слайд №6 Назовите виды швов применяемых в аппликации? (Петельный шов, тамбурный шов, шов через край, намёточный шов)

Молодцы! На все вопросы ответили правильно. И следующие ученицы получают первые “+”.

3. Объяснение нового материала.

Как вы знаете, вещи имеют свойства стареть, изнашиваться. А с помощью аппликации мы можем дать вещам “вторую жизнь”. Приведите примеры, когда с помощью аппликации вещь опять выглядит как новая. (Ответы учеников).

Правильно, например, протёртые на коленях джинсы мы можем отремонтировать с помощью стильных заплат из кожи или вельвета. Спрятать пятно на новой скатерти можно с помощью аппликации или вышивки на этом месте. Из простых не красивых кухонных полотенец, можно с помощью аппликации сделать праздничные рушники. (Слайд №7).

А теперь давайте познакомимся с технологией изготовления данной аппликации. (Слайд №8)

Алгоритм изготовления изделия.

  • Эскиз;
  • Цветовое решение;
  • Подбор ткани;
  • Изготовление шаблона;
  • Изготовление выкройки;
  • Нанесение разметки на фоновый элемент;
  • Примётывание деталей.
  • Пришивание деталей декоративным швом;
  • Окончательная обработка изделия.

4. Практическая работа.

Вводный инструктаж: Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила техники безопасности, которые вы будете соблюдать сегодня на уроке.

Слайд № 9. (Правила т\б при работе с иглой, ножницами). На парте у каждого ученика лежат эти правила.

Давайте вспомним, как организовать своё рабочее место. Слайд №10.

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
  • Каждый предмет нужно класть на отведённое ему место.
  • Размещать предметы на рабочем столе соответственно движениям рук: предметы, которые берём правой рукой, должны лежать справа.

В конце урока при подведении итогов и выставлении оценок за урок, я буду учитывать ваше рабочее место, и как вы в течение практической работы соблюдаете правила т\б.

Выполнение практической работы.

Постарайтесь выбрать такой рисунок для аппликации, который состоит из трёх крупных элементов, так как мелкие элементы очень трудно обрабатывать, а мы ведь только учимся.

Согласно технологической карте, начинаем выполнять работу. (Технологические карты у всех на партах.).

Во время самостоятельной работы звучит лёгкая классическая музыка.

Физкультминутка.

  1. Исходное положение – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять плечи вверх – вдох, опустить плечи, округляя спину, - выдох. Поднять плечи – вдох, опустить, слегка прогибаясь в пояснице и сводя лопатки, - выдох. Повторить 4 – 8 раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены. Выполнить поочерёдные круги назад то правым, то левым плечом. Повторить 4 – 8 раз.
  3. Исходное положение – стоя, ноги врозь, руки за голову. Выполнить повороты туловища вправо – влево. Повторить 10 – 12 раз.

Текущий инструктаж. Во время самостоятельной работы замечено нарушение правил т\б, или ученик допускает какие то неточности в работе. 1. Остановить работу всего класса. 2. Определить нарушение или неточность. 3. С помощью ребят исправить этот недостаток.4 Разрешить выполнять работу дальше.

Заключительный инструктаж. Проверить работы учеников. Разобрать ошибки, допустимые учениками.

5. Подведение итогов урока.

  • Анализ правильных ответов учеников по таблице.
  • Объявление оценок за урок с комментариями.
  • Уборка рабочих мест
  • Уборка раздаточного материала.

Приложение №1

Ф.И. ученика Положительные ответы
Сапожникова Анна + + + + +       5
Юрченко Яна + +              
Кожевникова Анастасия + + +           4
Гареева Асия +                
Малышева Вера + + + +         4
Мальцева Вика + +              
Уфимцева Катя + + + + + +     5

План конспект урока по технологии (девушки). 8 класс

Тема урока: Художественное творчество и народные ремёсла.

Цель урока: Познакомить учащихся с историей вышивания, расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий.

Развить интерес к различным видам вышивки. Воспитать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус.

Оборудование: Изделия учащихся выполненные в технике - вышивка крестом, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, канва, иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Методические задачи урока: Использование разнообразных форм и методов урока от элементов школьной лекции до серьёзной работы в Интернет.

Ход урока

1. Организационный момент урока:

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.

Объявление целей урока.

2. Повторение пройденного материала.

Кратковременная контрольная работа. (7 минут) Работа выполняется по двум вариантам: первый вариант для учащихся с низким уровнем развития(Романова Е., Нигматулина А., Жаркова К., Кирилина К.). Второй вариант для учениц усваивающих образовательную программу по технологии на “4 – 5”.

I вариант.

  1. Перечислите виды рукоделия, которые вам известны.
  2. Инструменты и приспособления, необходимые для вышивки.
  3. Какие пословицы или поговорки вы знаете о труде.

II вариант.

  1. Виды народных промыслов. Примеры.
  2. Что является основным источником вдохновения народных умельцев?
  3. Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы.

3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 4 – 5 векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком – сырцом, волосом, золотыми нитями.

В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шёлком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений.

С конца 13 – начала 14 века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения. Более скромны были вышивки в народном быту.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, подчёркивающих край одежды. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов, калужская цветная перевить, орловские бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с двумя видами вышивок –это гладь и крест.

Две ученицы вашего класса подготовили сообщения об этих вышивках.

Выступления Савченко Екатерины(Вышивка гладью), Петровой Юлии (Вышивка крестом).

Наши занятия часто стали проходить в компьютерном классе, на наших уроках мы знакомимся с различными материалами по технологии с применением ЦОРов.

Сегодня на уроке нашим помощником станет сеть Интернет, именно эта сеть предоставляет наиболее широкие возможности для поиска и обмена информацией: в ней можно найти сведения по всем областям человеческих знаний. И мы сейчас запросим информацию о вышивке и перейдём к практической части нашего урока.

4. Практическая работа.

Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа будет выполнять свои задания (деление класса на четыре группы по уровню обученности).

1 группа: Вы работаете с сайтом http: // www.iqolka.info/paqe2.html ваша задача найти информацию о швах, применяемых в вышивке.

2 группа: Ваша группа должна найти информацию о вышивальном оборудовании и сделать сообщение об этом. Вам необходимо поработать с сайтом: www.pkshark.ru/.

3 группа: Работает с сайтом: www.cross-stilch-club.ru\ вам нужно найти материал о размещении вышитых работ в интерьере.

4 группа: А я вместе с вами сейчас поработаю с сайтом: http://vishivay.ru/ и мы увидим, какие вышитые работы можно сделать своими руками.

Во время работы учащихся в сети Интернет делается пауза, и проводиться гимнастика для глаз.

  1. Вращение зрачков по кругу (4 -6 раз).
  2. В течение одной минуты часто моргать.
  3. Три секунды сильно зажмурить глаза, три секунды широко открыть глаза.
  4. Смотрим на кончик носа (3секунды), потом в даль (3секунды).
  5. В течении 1 минуты пальцами вокруг глаз делать вращательные движения.

5. Подведение итогов урока.

1. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Когда, освоив эти виды вышивок, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.

2. Выставление оценок за урок с комментариями.

6. Домашнее задание. На следующий урок нужно принести: нитки мулине 3 – 4 цветов, пяльцы, иглу, ножницы.